07:05, 15 июня 2012 года

Егор Бероев: Я несдержан и эмоционален

- Вы со своей женой, актрисой Ксенией Алферовой, играете в спектакле «Страх мыльного пузыря», который построен как сеанс коллективного психоанализа. А сами когда-нибудь были у психолога?

- Мне как актеру важно самостоятельно разбираться в своих психологических проблемах. Если бы был бизнесменом, то обратился бы к специалисту. Мне важно держать некий «клубок» в себе, чтобы в одиночку работать над ним. Когда актеры читают сценарий или пьесу, то разбирают сцены по смыслу, стараются понять, что происходит между действующими лицами, что хочет герой от героини, каков его мотив – то есть анализируют множество жизненных ситуаций. И делают это ежедневно. Поэтому я кое-что понимаю в психологии. Моя жена бывает очень недовольна тем, что во время наших семейных конфликтов разбираю их, говорю: «Ты поступила так по этой причине, а я сорвался на тебя потому, что почувствовал то-то».

– Что вам играть интереснее всего?

- Пограничные ситуации, процесс изменения человека, когда он раскаивается в своих поступках. Чтобы зритель видел, как герой начинает осознавать их ужас. Изменения могут быть как от худшего к лучшему, так и от лучшего к худшему – и с той, и с другой стороны возможно показать зрителю, как человек встает на путь бесчестия. В герое можно увидеть себя. Правда, сегодня мало кто из сценаристов пишет об этом, а из режиссеров – снимает.

В современном кинематографе мало психологизма. Герои задумываются о смысле своих действий лишь в авторском кино, которое редко показывают по телевизору. У нас сейчас засилье функциональных историй про трафаретных людей, которые возникают, даже когда кинематографисты обращаются, например, к произведениям Достоевского. Не знаю, почему так происходит. Не понимают, видимо, не чувствуют. А ведь вся великая драматургия про это – про поиск, сомнения.

В наши дни не принято сомневаться. Никита Михалков не сомневается, что он великий режиссер. Вошли в моду стабильность, твердость, благополучие – для художника все это неприемлемо. Он изначально должен идти против течения.

– Сомнения полезны лишь в творчестве?

- Они дают возможность развиваться, проверять, двигаться вперед. Без них не было бы современного мира с его мобильной связью и техническими устройствами. Великие открыватели сомневались, искали истину.

– Если возникают сомнения, с кем можете посоветоваться?

- Все зависит от предмета сомнения. Могу пойти к своему духовнику, отцу Алексею, посоветоваться, стоит ли принимать участие в новой работе. У меня есть хорошие друзья разных возрастов – от 25 до 80. С ними могу посидеть, выпить водки или коньяку.

– Хотелось ли вам когда-нибудь перенять чужие качества?

- Я внимательный к людям человек, смотрю и учусь. В первую очередь, терпению, потому что сам по себе несдержан и эмоционален, могу сорваться. Терпение – очень важное качество, оно помогает понять человека, что с ним происходит, увидеть его.

– А внешне вы, напротив, очень спокойный.

- Ну я же актер, во мне много эмоций. Актеры быстро вынимают из себя. Нам не надо долго думать и настраиваться. Держать эмоции в себе – очень важное профессиональное качество. Сдержанность и терпение.

– В силу вашей природной несдержанности тяжело играть слабые эмоции?

- Трудно играть либо равнодушного, либо однозначного человека. Я психологичный актер, у меня много ощущений возникает во время диалога с партнером.

– Когда вы почувствовали себя взрослым?

- По-настоящему повзрослел в 21 год – после смерти бабушки, которая меня воспитывала. Понял, что остался один, за спиной никого нет. Мама и брат жили отдельно. Я должен был заботиться о деде.

– Большинство взрослых считает, что наибольшее влияние на них оказала мама. Кто был вашим примером?

- Мама – самый близкий человек. Ребенок будет любить и защищать ее, даже если она убийца и алкоголичка. Я рос без отца. Меня воспитывал дед, который был достаточно молод. Он учил поступать по-мужски, развивал во мне смелость, прививал правильное отношение к женщине и семье. До шести лет большую часть времени я проводил с бабушкой. Она читала мне книги, гуляла, готовила еду – оказала на меня огромное влияние. Однако мать всегда остается матерью.

– Какие женские качества вы стали ценить благодаря женщинам, окружавшим вас в детстве?

- В первую очередь женственность. Мне кажется, она зависит от воспитания. Красота девушки – в ее поведении, в том, как она относится к окружающим, насколько порядочна и честна. По-настоящему красивая женщина в любых ситуациях остается мудрой, мягкой, нежной, чрезвычайно воспитанной, не позволяющей себе кричать на кого-то.

– Согласны ли вы с мнением, что мужчины выбирают себе женщин, которые похожи на их мам?

- Наверное, подсознательно мы ищем человека, который близок к образу женщины, воспитывавшей нас. Но моя жена по характеру не похожа ни на мою маму, ни на бабушку. Для меня особенно важно, чтобы женщина была умной. Я не люблю глупых людей, не знаю, как себя вести с ними. Это мой недостаток. У нас в семье великолепные отношения: и у меня с Ксюшиной мамой, и у жены – с моей. Бабушку Ксения не застала, но, думаю, они поладили бы. Бабушка была очень волевой, сильной, строгой и справедливой женщиной, старалась развить во мне эти качества, особенно чувство справедливости.

– Вы с Ксенией разные по характеру?

- Очень. Если бы были одинаковые, было бы неинтересно. Мы вместе уже почти одиннадцать лет. Чувствуем друг друга, но любим спорить. У священника Александра Ельчанинова есть хорошая книга про семейную жизнь, в которой он правильно говорит о том, что не надо бояться ругаться. Можно доругаться даже до обиды, но при этом важно объяснить, что тебя обидело. Если двое любят друг друга, они всегда найдут возможность примириться.

– Ваше детство прошло на Арбате?

- Да, я учился в знаменитой школе № 1231 имени В. Д. Поленова на Арбате. Благодаря очень достойным учителям там была особая атмосфера. Они воспитывали в нас людей и при этом давали хорошее образование. Я до сих пор без ошибок говорю и пишу на французском, например.

– Вы сильно отличались от современных школьников?

- Мы по объективным причинам были лишены компьютерных игр и всей этой сегодняшней ерунды, которая губит человеческую индивидуальность. У моих одноклассников была богатая фантазия. Например, на уроке математики мы с друзьями тайком от учителя писали рассказы про то, как Толстой оказался сыном Пушкина, потом шли в издательство, чтобы договориться об их публикации.

– Пользуетесь ли вы социальными сетями?

- Иногда заглядываю в Фейсбук, но чаще на это нет времени, к тому же не очень люблю средства связи. Мне нравится то, что было раньше: люди уезжали, не перезванивались и успевали соскучиться друг по другу. А сейчас мы все время рядом. Доступность, возможность в любой момент позвонить и начать разговаривать мне не нравится.

– В каком месте вы находили идеальный для себя ритм жизни?

- В одной из деревень Костромской области. Там есть дом, который купили мои бабушка и дедушка. Все лето в нем живут брат и мама со своим мужем. Я люблю гулять по лесу, ловить рыбу, ходить на катере по реке. Нравится работать по дому, строгать, пилить, прибивать, делать столы, стулья, класть пол, красить, косить траву, помогать знакомому фермеру собирать сено, копать – одним словом, работать руками. Люблю все, что связано с лошадьми, коровами… Нравится запах навоза.

Сosmopolitan
«Егор Бероев: Я несдержан и эмоционален»
Газета «Ставропольская правда»
15 июня 2012 года