07:46, 20 сентября 2011 года

Споры вокруг сельхозкооператива в станице Новотроицкой не утихают

Несколько ее жителей предприняли попытку в судебном порядке оспорить состоявшуюся два года назад реорганизацию крупнейшего в населенном пункте предприятия - сельскохозяй­ст­венного семеноводчес­кого про­изводственного коопера­ти­­ва-колхоза «Путь Ленина» в открытое акционерное общество. «Ставропольская правда» этим летом внимательно следила за развитием ситуации (см. «С налетом секретности», «СП» от 13.07.2011; «Кто сеет, тот не жнет», «СП» от 27.07.2011).

Имущество СПК, которым ранее владели сотни его членов, в короткие сроки практически перешло в руки ограниченного числа лиц. Причем долгое время этот факт оставался за завесой тайны, и народ жил, совершенно ничего не подозревая. Пока эта тайна не начала постепенно «вылезать» - к примеру, в виде изменившегося штампика на колхозной справке, которая однажды и привлекла внимание бывшего работника «Пути Ленина», члена этого кооператива Николая Черкасова. Чуть позже он первым подаст иск в арбитраж, оспаривая реорганизацию родного хозяйства, которая, по сути, прошла мимо него. Сейчас в этом процессе уже пять истцов.

Встреча в сумерках

На данный момент в Арбитражном суде края состоялось лишь предварительное слушание по этому делу, рассмотрение коллективного искового заявления назначено уже на ближайшую среду. А накануне этого – в минувшую субботу – жители станицы, работавшие в реорганизованном сельхозкооперативе, и наследники тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, по своей инициативе созвали неформальное собрание, чтобы коллективно обсудить ту ситуацию, в которой они оказались, и пути ее разрешения. Также ими были составлены обращения в краевую прокуратуру и полицейский главк региона с просьбой о помощи. На собрании по приглашению жителей Новотроицкой вместе с представителями других СМИ побывала и корреспондент «СП».

Надо отметить, что эта встреча, на которой присутствовало несколько сотен жителей Новотроицкой, выдалась шумной. И не только в силу остроты вопроса. Не обошлось и без мелких неприятностей, которые нельзя однозначно назвать форс-мажорами. Так, аккурат перед началом собрания в станичном клубе, где оно должно было проходить, вдруг исчезло электричество. Благо, актовый зал без единого окна в клубе оказался с несколькими дверями, выходящими на улицу. Потому собрание все же состоялось – хоть и в полумраке, хоть и без микрофонов, с перекрикиванием гула толпы…

Свои опаснее чужих

Чтобы было понятно, чем исчезновение упомянутого колхоза и появление на его базе ОАО «Новотроицкое» так обидело столько людей и почему описываемое собрание кто-то вполне мог пытаться сорвать, вкратце обратимся к предыстории.

Так, еще в 2008 году в «Ставрополке» было опубликовано открытое письмо, подписанное несколькими десятками членов кооператива «Путь Ленина», в котором рассказывалось об их конфликте с председателем Александром Земцевым. Поводом для беспокойства жителей Новотроицкой стали известия о намерении руководства провести реорганизацию хозяйства.

- Было сказано так: нужно продать имущественные паи в колхоз, чтобы не произошло его захвата со стороны каких-то крупных фирм, - говорит Сергей Катюков, который ранее в «Пути Ленина» работал заведующим мельницей, а сейчас вошел в число истцов, оспаривающих реорганизацию СПК. - Многие люди тогда поверили и продали свои имущественные паи всего по четыре, по пять тысяч рублей… Но все были уверены, что покупает их предприятие.

Отметим, что, во-первых, это просто смешные цифры для крепкого хозяйства с несколькими фермами, дойным стадом и неплохими показателями по растениеводству. Только по примерным прикидкам реальная стоимость паев и сейчас в десятки раз больше, хотя предприятие потеряло былую силу. А во-вторых, скупались они по дешевке отнюдь не кооперативом, а его руководством. Правда, выяснилось это несколько позже.

Так, есть протокол общего собрания членов кооператива «Путь Ленина», якобы состоявшегося 30 июня 2009 года, где было принято судьбоносное решение о его реорганизации в акционерное общество «Новотроицкое», обмене имущественных паев на акции, уставе «новорожденного» предприятия и др. В ходе этого и стало ясно, что основная часть акций оказалась у экс-председателя «Пути Ленина», а ныне генерального директора «Новотроицкого» Александра Земцева и его товарища Романа Фролова.

Несмотря на то, что по федеральному закону о сельскохозяйственной кооперации такие «перевороты» законны исключительно при согласии абсолютно всех членов кооператива, многим из них на судьбоносном собрании побывать так и не удалось. Рассказы станичников о том дне в некоторых случаях вызывают как минимум недоумение.

- Мы узнали о том, что произошло, намного позже, - говорит Алексей Шатерников, также являющийся одним из истцов и отдавший родному колхозу 46 лет трудовой жизни. - На собрание нас попросту не пустили. Мы попытались попасть в зал, но было сказано: мол, вам тут делать нечего…

А вот пенсионер Николай Беликов, проработавший в СПК не меньшее число лет, эмоционально возмущается уже по другому поводу. На пресловутое собрание он как-то попал, но, когда настал черед голосования, права голоса у него, как выяснилось, не было.

- Голосовали непонятные упол­номоченные - у кого были в руках какие-то бумажки, - уточняет он.

А по прошествии времени, когда все открылось, рассказывают другие станичники, на их вопросы об акциях предприятия руководство «Новотроицкого» отвечало, что их надо... выкупать, причем ехать для этого в Изобильный или даже Ставрополь!

Как по Гоголю

- Что касается собрания, где якобы свершилась реорганизация, то по нему постепенно открываются все новые любопытные моменты, - поясняет Сергей Горошко, заместитель генерального директора юридического агентства «СРВ», которое представляет интересы членов кооператива «Путь Ленина» в суде. – В частности, принимали решение о появлении «Новотроицкого» всего 60 человек из 282 членов кооператива, что составляет чуть больше 20 процентов. Причем в бюллетенях нет расшифровок подписей проголосовавших. Таким образом, получается, что определить, кто реально голосовал за реорганизацию СПК в акционерное общество, сейчас практически невозможно. Даже с учетом журнала регистрации, где напротив фамилий участников собрания стоят подписи. Ведь нам стало известно о том факте, что посетили собрание даже «мертвые души»: по крайней мере, в журнале регистрации зарегистрировались как минимум четыре человека, которых на дату его проведения уже не было в живых… Не могут вызывать подозрений и имеющиеся у нас данные о том, что сейчас, когда бывшие колхозники стали отстаивать свои права в суде, имущество «Новотроицкого» постепенно переводится в несколько недавно созданных в станице предприятий…

Кстати, специалисты юридического агентства «СРВ» также приняли участие во встрече жителей Новотроицкой. Поток вопросов и просьб разъяснить юридическую подоплеку ситуации был практически нескончаем. И печально, что выяснять свое положение и права вынуждены теперь пенсионеры, у которых нет ни сил, ни средств на борьбу. Так, многие со слезами на глазах признавались, что не раз ставили свои подписи по настоянию руководства сельхозпредприятия в разных бумагах, суть которых им нормально никто не разъяснял. А то и вовсе порой оказывалось, что таким образом «подмахивали» они те документы, которые подписывать вообще не собирались.

- Многие из нас в свое время подписывали доверенность на оформление земельных долей, за это взялся колхоз, - приводит пример Вера Широбокова. - А потом выяснилось, что от моего имени подписан договор аренды с ним на десять лет. И я не одна такая. Почему так могло получиться?..

Другие старики не могли понять: остался ли у них в собственности имущественный пай или нет: рассказывают, мол, получали в свое время пять тысяч за него, но бумажек о его продаже никаких не подписывали...

Много вопросов было также по земле и налогообложению: фактически половину арендной платы, получаемой от «Новотроицкого» собственниками земельных долей, им приходится отдавать в бюджет в виде налогов. Тогда как, заметим, на Ставрополье распространена совершенно иная практика: хозяйства-арендаторы, как правило, привлекают дольщиков в числе прочего и тем, что берут налоговое бремя на себя. Между тем тому, кто пожелал «забрать» свою землю из акционерного общества и более выгодно отдать ее в аренду местным фермерам, по непонятным причинам было отказано.

Кому тут жить и не тужить

Все эти и многие другие вопросы обозленные жители станицы не раз порывались задать и главе муниципального образования станицы Новотроицкая Сергею Лебедеву. Как писала «СП», в протоколе того загадочного собрания от 30 июня 2009 года значится, что он присутствовал на нем и даже некоторое время входил в состав совета директоров. Однако С. Лебедев, которого местные видели среди толпы в начале «народного схода», потом предпочел незаметно ретироваться. Видимо, на некоторые вопросы ответов у него просто не было… Никак не проявила себя и районная администрация.

Под занавес собрания больше сотни людей поставили свои подписи под упомянутыми выше коллективными обращениями в краевую прокуратуру и полицию региона с просьбой о помощи. И судя по звучавшим высказываниям, не исключено, что число истцов в судебном процессе, развернувшемся в арбитраже, в ближайшее время увеличится.

Если, конечно, людей не «отговорят». Так, «СП» в июле уже писала о примере фермера Игоря Симонова, который, уходя из «Пути Ленина», сохранил членство в кооперативе, но о реорганизации также узнал совершенно случайно и активно включился в борьбу. Правда, после потери солидной части своего урожая (зерно убрала техника «Новотроицкого») был вынужден отказаться от иска. Может быть, при этом условии ему удалось частично возместить свои потери.

«А вас не прессовали еще?» - спрашиваю у других истцов. Отвечают они скупо и с явной неохотой.

- Звонили… Говорили, тебе еще тут жить, - лишь этими словами ограничился Сергей Катюков.

Алексей Шатерников также кратко пояснил, что, когда недавно приехал в «Новотроицкое» забирать арендную плату за товарища-пенсионера, ему кладовщик, ссылаясь на руководство предприятия, сказал: тебе пшеницу распорядились не выдавать…

Тем не менее напоследок отмечу, что многие все же говорили о твердой вере в то, что в ходе судебного разбирательства получится все вернуть на исходные позиции. Кстати, многие в пример приводили успешного соседа - хозяйство в селе Тищенском этого же района. В прошлом году «Ставрополка» описывала кипевшие там несколько лет страсти: контрольным пакетом акций завладел пришлый инвестор, который не только практически развалил некогда крепкий овощесовхоз, но и пытался помешать крестьянам отдать свою землю другому сельхозпредприятию. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, но завершилась эта история благополучно для жителей села, хотя, к сожалению, многие старики не дождались счастливого момента...

Юлия ПЛАТОНОВА
«Тайное становится явным»
Газета «Ставропольская правда»
20 сентября 2011 года