07:38, 26 августа 2011 года

Иван Кувшинский: историческая личность для Ставрополя

Может быть, тогда никто всерьез этим и не озадачивался. Будь иначе, наверняка удалось бы обнаружить в Государственном архиве Ставропольского края заполненный собственноручно Иваном Кувшинским вопросник, подготовленный в 1910 году общественным управлением городской управы для вновь избранных гласных городской Думы. В графе «возраст» он указывает: 70 лет. Следовательно, родился в 1840 году.

Уточнив этот факт, решил, насколько возможно, побольше узнать об этом человеке. Нашел немало интересного. Хочу процитировать архивный документ, который дает более полное представление не только о том, за какие заслуги Иван Кувшинский был удостоен звания почетного гражданина Ставрополя, но и показывает, что получить его было делом непростым, ибо рассматривался этот вопрос персонально «на самом верху». Извещение Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел России от 27 февраля 1913 года: «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 21 день февраля 1913  г. ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил на присвоение гласному Ставропольской городской Думы, статскому советнику Ивану Поликарповичу Кувшинскому почетного гражданина города Ставрополя, согласно ходатайству о том Ставропольской городской Думы, за содействие к благоприятному для города решению вопроса о направлении железнодорожного пути и за многолетние неустанные заботы о городских нуждах».

Здесь нужен краткий экскурс в историю. В 70-80-е годы позапрошлого века многие российские территории, в том числе и южные, были соединены между собой рельсовыми путями с выходом на Москву и Петербург. Ставрополь же, получив, причем только в самом конце века, железнодорожную ветку до станции Кавказской, оказался в стороне от основных магистралей. Он и сегодня таковым остается, но теперь это, как говорится, не актуально. Тогда же «тупиковое» положение виделось огромной проблемой, ибо ветка проходила вдали от основных хлебных районов губернии. Иван Кувшинский был первым, кто взялся за это дело. Будучи гласным городской Думы, в 1910 году он вносит предложение рассмотреть вопрос на ее заседании. Создается представительная комиссия для проработки предложений правительству.

Пришлось несколько раз выезжать в Санкт-Петербург «по делу о проведении подъездной железной дороги в губернии». Но даже после того как 28 мая 1911 года Министерство путей сообщения утвердило смету линии Армавир - Ставрополь (проектная стоимость составила 25 млн 683 тыс. 920 руб. серебром), мытарства не окончились. Наконец, император подписал соответствующий «именной высочайший указ»...

Участок Армавир – Ставрополь протяженностью 134 версты был построен за три года. Но судьба этой железнодорожной линии оказалась незавидной. Виной тому лихое революционное время и годы Гражданской войны. Часть пути вышла из строя, о восстановлении уже не думали. Не до того… Однако вклад Ивана Кувшинского в дело сооружения железной дороги несомненен. Тем более что предусмотренная проектом и построенная тогда же линия Ставрополь – Винодельное с ответвлением до Дивного и Благодарного исправно служит с того самого времени.

Из архивных данных узнал, что у Ивана Кувшинского был брат Николай. Оба они представители одного из польских родов, которые поселились на Вятке и дали много славных имен. Оба закончили Казанскую духовную академию, стали магистрами богословия.

В ноябре 1866 года Иван Кувшинский прибыл в Ставрополь, стал преподавать в Кавказской духовной семинарии предметы, одно перечисление которых не может не вызвать глубокого уважения к познаниям этого человека: алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и космографию.

Через три года он уволился. В одном из архивных документов сказано, что причиной этому послужило то, что он «не сошелся со своим духовным начальством». С этого времени он стал светским гуманитарием, начал преподавать историю, причем вел он этот предмет во всех трех гимназиях - мужской классической, женской св. Александры и Ольгинской.

Тут, как мне кажется, будет весьма кстати привести выдержку из ходатайства директора Ставропольской гимназии Льва Львовича Маркова перед попечителем Кавказского учебного округа (он находился в Тифлисе) о согласии принять И. Кувшинского на службу в пансион. Бумага эта датирована 28 марта 1870 года.

Характеризуя Ивана Кувшинского, Л. Марков пишет: «Г–н Кувшинский имеет в себе самые дорогие для воспитателя стороны: глубокие и разносторонние знания, честность убеждений, сердечное отношение к делу, непритворное расположение к детям, наконец, редкое трудолюбие. Я был бы очень рад приобрести для вверенной мне гимназии такого хорошего деятеля».

Одновременно И. Кувшинский начал увлеченно заниматься просветительской работой, краеведением. Можно сказать, что это стало для него главным делом жизни, его религией. Сохранились свидетельства его подвижничества. К примеру, его стараниями при Ольгинской гимназии был создан «Музей древностей». Сблизившись с Г. Н. Прозрителевым, возглавлявшим общество содействия воспитанию и защиты детей (И.  П. Кувшинский являлся казначеем этого общества), он принял активное участие в организации, действовавшей в течение двух лет, крупной родиноведческой (краеведческой) выставки, где широко были представлены книги об историческом прошлом России и Северного Кавказа, археологические, этнографические и оружейные экспонаты.

Град Креста стал родным для Ивана Кувшинского со всеми его большими и малыми проблемами. Он пользовался доверием и уважением горожан. Начиная с 1886 года, периодически избирается гласным городской Думы, таким образом в самом деле проявлял «многолетние, неустанные заботы о городских нуждах».

Удивительно, насколько обширной и многогранной была у Ивана сфера познаний и интересов. В отделе редкой книги Ставропольской краевой библиотеки имени М. Ю. Лермонтова познакомился с «Пособием к лекциям, читанным студентам Северо-Кавказского политехникума и кооператорам». Сборник озаглавлен коротко: «Статистика». На титульном листе дарственная надпись: «Дорогому учителю Ивану Поликарповичу Кувшинскому от автора и ученика на добрую память. Ф. А. Щербина. Екатеринодар, 28 августа 1919 года».

Выходит, что выдающийся российский экономист, земский статистик, основатель российской бюджетной статистики, член–корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (1904) Федор Андреевич Щербина считал себя учеником Кувшинского!..

Интересно было узнать о семье Ивана Кувшинского, прежде всего о его супруге. Работая в краевой библиотеке с «Историческим очерком состояния Ставропольской женской гимназии», который подготовлен к 25-летию гимназии, в списке выпускниц за 1871 год я неожиданно увидел: Кувшинская Домника. Оказалось, это и есть его жена. Поженились они в 1870 году.

У супругов было двое детей: сын Василий, 1878 года рождения, и дочь Анастасия, рождения 1890 года (кстати, два дома Кувшинских согласно «Табели домов и дворовых мест города Ставрополя за 1913 год» находились на углу улиц Невинномысской и Семинарской - нынешних Мира и Пушкина.

О Василии удалось узнать, что он имел университетское образование, служил помощником присяжного поверенного (адвоката при окружном суде), в 1910 году, как и его отец, был избран гласным (депутатом) городской Думы.

Анастасия, окончив в 1907 году Ольгинскую гимназию, получив педагогическое образование, до революции работала учительницей начальных, или, как они назывались, народных городских училищ, после, вплоть до 1930 года, была музейным работником.

А когда же умер Иван Кувшинский? В городском отделе ЗАГС, куда я обратился за помощью, архивные документы подтвердили дату: 10 октября 1921 года. В них же указано и место захоронения - Даниловское кладбище. Уточнилась и дата рождения: 15 августа 1840 года. А где же его могила? Увы, я не смог ее пока найти, но надежды отыскать не теряю.

*****

Хочется надеяться, что нынешние городские власти, устраняя формализм, допущенный их предшественниками, обозначат на памятной доске Ивана Поликарповича Кувшинского годы его жизни. И не только. Среди первых 17 почетных граждан, имена которых открывают аллею с одноименным названием, еще семь, годы жизни которых в спешке тоже «не установлены».

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ
«Град Креста стал для него родным»
Газета «Ставропольская правда»
26 августа 2011 года