К 100-летию со дня рождения Виктора Некрасова

В госпитале, куда он попал после второго ранения, врач посоветовал ему что-нибудь писать, чтобы разрабатывать поврежденную руку. Виктор Некрасов написал текст, который вышел в 1946 году в журнале «Знамя» как роман «Сталинград». Редакция выдвинула этот роман на соискание Сталинской премии, однако из списка он был вычеркнут лично А. Фадеевым. Казалось, на этом все раз и навсегда закончится, но тут случилось нечто непредвиденное: обратно в число соискателей сочинение молодого офицера собственноручно внес... Сталин. Он же посоветовал вернуть книге ее первоначальное авторское название «В окопах Сталинграда» и считать ее не романом, а повестью. Так в нашей литературе появилось весьма значимое и знаковое произведение.

В 1947 году «В окопах Сталинграда» получает главную государственную награду и сразу выходит почти во всех издательствах общим тиражом в семь миллионов экземпляров. Повесть переводится на 46 иностранных языков. Она возглавляет серию книг, выпускаемых к 30-летию Октябрьской революции. Самому Виктору Некрасову шел в ту пору всего тридцать шестой год...

Несмотря на весь пафос обстоятельств своего явления советскому читателю, «В окопах Сталинграда» - одна из самых лиричных и самых интеллигентных (в лучшем смысле обоих понятий) книг нашей литературы. Читая ее, невольно ловишь себя на мысли, что так написать о войне мог бы, пожалуй, только А. Чехов, будь он не земским врачом, а капитаном Красной армии. Повесть свободна от всего искусственного, в ней нет ни капли столь характерной для книг о войне патетики — будь то патетика героико-патриотическая - «Ура! Вперед! За Родину!» или же обличительно-разоблачительная - «Мы немцев своими трупами завалили». Это, наверное, даже хорошо, что Виктор Некрасов не собирался стать писателем. Он просто честно отвоевал свое под Сталинградом и потом так же честно описал то, что там видел, слышал и думал. Описал простым и потому всесильным русским языком. При этом поразительна степень подлинной художественности его прозы.

Вот, скажем, «весь ужас войны». Его можно изобразить нагромождением кровавых сцен, а можно так, как это сделано Некрасовым: «Две или три немецкие мины разрываются совсем рядом. Осколком ранит рыжую кошку, живущую со своими котятами в подвале нашего КП. Санинструктор ее перевязывает. Она мяучит, смотрит на всех желтыми испуганными глазами, забирается в ящик с котятами. Те пищат, лезут друг на друга, тыкаются мордочками в повязку и никак не могут найти сосков...».

«Все мы вышли из некрасовских «Окопов», - сказал однажды поэт-фронтовик Борис Слуцкий. И действительно, после Некрасова в литературу шагнули капитаны и лейтенанты минувшей Великой войны. Одни очень одаренные, другие — не очень, третьи — подлинно талантливые, они все вместе по крупицам воссоздали для себя и для нас то, в чем мы до сих пор ищем и находим смысл нашей истории.

«К 100-летию со дня рождения Виктора Некрасова»
Газета «Ставропольская правда»
26 июля 2011 года