Ежегодно из российских детских домов, достигнув совершеннолетия, в самостоятельную жизнь выходят десятки тысяч юношей и девушек. Однако, выйдя за ворота, сироты нередко оказываются один на один со своими проблемами.
Дети

Дети

© Фото: из архива газеты «СП»

Попытки создать семью, наладить самостоятельную взрослую жизнь в условиях, когда рядом нет близких, а над головой – очень часто – крыши, порой заканчиваются трагически. Исследования правозащитных организаций показывают, что, как правило, через год после выпуска треть выпускников детских домов попадают в места лишения свободы, столько же становятся бездомными бродягами. А каждый десятый выпускник социальных учреждений решается на суицид. Избежать этих проблем во многом бы помог свой дом...

О том, как на Ставрополье исполняется законодательство по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разговор со старшим помощником прокурора края Верой Салыгиной.

– Вера Васильевна, какие законодательные меры приняты на Ставрополье для того, чтобы обеспечить сирот крышей над головой?

– Жилищный кодекс РФ и соответствующие положения законов края указывают, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди по окончании пребывания в организациях для детей-сирот, опекунских и патронатных семьях и по другим предусмотренным законом основаниям, в случае, если за ними не было закреплено жилое помещение. При этом молодому человеку можно выбрать: или получить «квадратные метры» по договору социального найма, или субсидию на приобретение или строительство жилья.

Рассчитывать на получение квартиры можно в случае, если возврат на закрепленную за выпускниками детдомов жилплощадь невозможен. Например, в той квартире, в которой до помещения в детский дом проживал ребенок, сейчас живут его мама и папа, лишенные родительских прав, или само жилье не соответствует санитарным и техническим нормам.

– А каков порядок обеспечения жильем этой категории российских граждан?

– Процедура предоставления квартир подробно прописана в краевом законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Там четко определено, кто из чиновников за что отвечает, кто собирает пакет документов и т.д. Всей этой довольно длительной процедурой должны заниматься законные представители ребенка (попечитель, приемный родитель, администрация учреждения, где живет ребенок). Однако не все так гладко в жизни, как на бумаге. Имели место факты принятия органами местного самоуправления нормативных актов, противоречащих действующему законодательству. Так, в 2008 году Георгиевский межрайонный прокурор опротестовал противоречащий закону приказ заведующей отделом образования администрации Георгиевского муниципального района «О порядке приобретения жилых помещений или предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Георгиевского района». Этот документ возлагал на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сбор дополнительных документов для уточнения статуса заявителя, а также характеризующие данные с места работы и жительства. Протест прокурора был рассмотрен и удовлетворен. А в Минеральных Водах постановлением главы администрации были исключены из списка «внеочередников» на получение жилья 13 сирот, которым уже «стукнуло» 23 года, а собственной крыши у них так и не появилось. Прокурором в суд было направлено заявление об обязании администрации принять меры к устранению нарушений закона и восстановлению указанных лиц на учете. Суд иск удовлетворил.

– Вы сказали, что хлопотать о жилье для детей-сирот должны опекуны ребенка и органы опеки. Все ли они добросовестно исполняют свои обязанности?

– К сожалению, нет. Проведенными прокурорами в 2007-2009 годах проверками были выявлены факты ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства, администрациями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функций по исполнению ими обязанностей по защите жилищных прав воспитанников. Например, в Ипатовском районе суд лишил мать-одиночку родительских прав, а ее сын был отправлен сначала в реабилитационный центр, а потом и в детский дом. И в течение почти года, пока мальчик находился в этих учреждениях, их администрациями, а также органом опеки и попечительства не было принято мер для признания его, не имеющего закрепленного жилого помещения, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Администрацией же детского дома № 31 г. Кисловодска не было разъяснено воспитаннице ее право на внеочередное получение жилья после выпуска из учреждения и не был подготовлен пакет документов, необходимых для этого, что явилось причиной ее несвое-временной постановки на учет. На это нарушение было указано в представлении прокурора Кисловодска, внесенного директору детского дома.

– Существует ли статистика, сколько детей сирот, шагнув во взрослую жизнь, обрели свой угол?

– С 2007 по 2009 год на Ставрополье выделено и предоставлено детям-сиротам 450 жилых помещений. Это: две комнаты в общежитии, 151 дом, 297 квартир. Все эти жилые помещения соответствуют установленным социальным, санитарным и иным нормам и правилам.

Юлия ФИЛЬ