00:00, 1 декабря 2009 года

Введение основ истории религии в школах обсудили преподаватели в Ставрополе

Поводом для его проведения послужило, в частности, вхождение нашего края в список 18 пилотных регионов России по экспериментальному включению в учебные школьные программы преподавания основ истории религии.

Нужен ли такой предмет в школе ­ дискуссии на эту тему не утихают вот уже несколько лет. И, конечно, вряд ли одна встреча педагогов­практиков способна дать ответ на этот непростой вопрос. Тем более что встреча­то ­ первая. Кстати, уже только поэтому можно приветствовать инициативу гимназии, поддержанную управлением образования города. К тому же в программе семинара «повестка дня» звучала вовсе не «религиозно»: «Духовно­нравственное воспитание учащихся в условиях Свято­Успенского православного образовательного центра г. Ставрополя». Отечественная школа, освободившаяся в современной России от «воспитательных нагрузок», потихоньку возвращается к мысли, что не только сумму знаний призван дать учащимся учитель. Да и сам термин «педагог» переводится с греческого как «ведущий ребенка» и напоминает нам изначальное предназначение ­ заботиться о воспитаннике... И вот здесь, в стенах православной гимназии, светским учителям рассказали о своем опыте духовной заботы.

Гостей приветствовал и передал пастырские благопожелания архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана исполняющий обязанности проректора Ставропольской духовной семинарии протоиерей Владимир Сафонов, выразивший надежду, что опыт Успенской гимназии станет полезным для всех школ края, особенно в преддверии упомянутого образовательного эксперимента. Отец Владимир познакомил педагогов с сегодняшним состоянием взаимодействия традиционных конфессий страны с системой образования, назвав нравственное воспитание личности одной из главных целей данного диалога. Он подчеркнул также, что церковь рассматривает свою задачу «не напугать» светских учителей, а постараться вместе с ними найти понимание и пути сотрудничества.

И церкви есть чем поделиться с учителем. Это стало очевидно уже в ходе выступления основателя и директора гимназии, уважаемого в крае священнослужителя настоятеля Успенского храма Ставрополя протоиерея отца Павла Рожкова. Его доклад вообще­то я скорее назвала бы размышлением вслух умудренного жизнью человека, немало сделавшего на ниве духовного просвещения, а за годы деятельности гимназии и на ниве образования. Государство и православная церковь, убежден отец Павел, способны взаимно обогащать друг друга в деле воспитания. И к счастью, это все больше и все глубже начинают понимать в обществе.

Повседневной жизни православной гимназии посвятила свое обращение к коллегам замдиректора по учебно­воспитательной работе Людмила Исаева. Она, в частности, рассказала о том, что это единственное подобное учебное заведение в городе работает по государственным образовательным стандартам, успешно прошло лицензирование и аккредитацию. В основе концепции гимназии, принятой Попечительским советом, ­ индивидуальный подход к обучению на принципах православной педагогики. Здесь этот подход соблюдается, по­моему, на зависть всем другим начальным школам: в каждом из четырех классов число учеников невелико, и это дает возможность учителю больше времени и внимания уделять каждому ребенку. Поистине ­ мечта любого учителя, ведь, как правило, в обычных школьных классах число учащихся куда больше... Преподаватели Любовь Каргинова, почетный работник общего образования Ольга Чурсинова и Виктория Песьянникова предложили вниманию гостей рассказ о том, как конкретно на уроках можно грамотно сочетать процессы преподавания знаний предмета и собственно воспитания. В данном случае ­ в духе христианских ценностей. Гости с особым интересом посмотрели видеофильмы о нескольких уроках.

Этой первой встречи чуточку опасались обе стороны, как уже после семинара признавались и те, и другие. Получилось неплохо. Никто никому ничего не навязывал, просто наглядно показали: мы работаем вот так, и нам это кажется очень эффективным. Светские учителя высоко оценили профессиональный уровень православных педагогов, но выводов делать не спешили. Православная гимназия, считают многие из них, не только имеет право на существование, но и должна быть полной ­ то есть вести в ней надо ребенка до получения среднего образования. Пока, как известно, попытки Ставропольской епархии реализовать это не нашли ­ по тем или иным причинам ­ поддержки властей. Быть может, мнение «сторонних» педагогов убедит их. Пусть будет в городе и такая гимназия, хотя бы в качестве безусловно интересной альтернативы, говорили участники семинара. Они, повидавшие немало педагогических экспериментов и всевозможных авторских школ, опыт православной гимназии восприняли с явной симпатией. Хотя и добавляли при этом, что в светской школе программы духовного просвещения должны быть иные, свои, учитывающие то, что там за партами сидят дети самых разных национальностей и вероисповеданий. Эксперимент, который предполагается начать в апреле будущего года ­ в четвертой учебной четверти, думается, тоже должен вестись именно с таких позиций.

«Важен первый шаг»
Газета «Ставропольская правда»
1 декабря 2009 года