00:00, 23 сентября 2009 года

Главный архитектор Кисловодска Никита Шолтышев рассказал о предстоящей работе

­ Что вас побудило занять это шаткое кресло?

­ Не мог отказать главе Кисловодска, когда она попросила. Но должен признаться: ни один из главных архитекторов Кавминвод не поздравил меня с назначением: все только сочувствовали.

­ Что вы намерены сделать в Кисловодске, чтобы вас добрым словом вспоминали дети и внуки горожан?

­ Это административная должность. Моя задача, как я ее вижу, навести элементарный порядок в застройке города. Хотя при существующем законодательстве это крайне сложно. Но Правила застройки и землепользования, которые городская Дума приняла седьмого августа, и подготавливаемый сейчас генеральный план – это как раз те документы, на которые можно будет опираться.

­ Говорят, долгожданный генеральный план Кисловодска уже на «выходе»?

­ Я бы сказал, что он только на «входе»: пройден первый этап сбора данных и определены основные направления. Теперь в ближайший месяц­два проведем конкурс, на котором определим, какая же организация будет выполнять работу.

­ Но ведь речь о генплане города­курорта идет уже много лет. Неужели нельзя было раньше определиться с исполнителями?

­ Есть сложности с финансированием. Разработка генерального плана развития города – дело дорогостоящее, без помощи из края муниципалитету его не осилить. Софинансирование мы запрашиваем с марта. Но только недавно, после переговоров главы города с губернатором, дело сдвинулось.

­ А свою долю муниципалитет внес?

­ Да. Это примерно три четверти от заявленной суммы. Но больше денег на эти цели в местном бюджете нет.

­ Хотя бы в общих чертах обрисуйте будущий генплан.

­ Концепция разработана, определена основная цель – упорядочить застройку и сделать дополнительные транспортные развязки, и узлы. Вы же знаете, у нас сейчас только один нормальный въезд в город. Планируем сделать дополнительный въезд со стороны поселка Неженского. Дорога там есть, но она в ужасном состоянии.

­ Коль скоро затронули такую болезненную проблему, как движение транспорта, расскажите, пожалуйста, об объездной дороге вокруг Кисловодска. В последнее время о ней часто говорят, но никто не указывает, где эта дорога пройдет…

­ Тут тоже желаемое выдается за действительное. Насколько я знаю, никаких сколько­нибудь серьезных проработок на этот счет нет. Я и сам выезжал, смотрел, где и как ее можно проложить. Вижу только один путь: из поселка Мирного до соединения выше поселка Индустрия с дорогой на Джылы­су и дальше на Эльбрус. Но дорогу придется вести через два ущелья…

­ То есть разговоры о том, что не сегодня завтра появится объездная дорога…

­ Крайне преждевременны.

­ Ну а что планируется сделать, чтобы хоть как­то облегчить движение транспорта по городу? Ведь уже сейчас на многих улицах машины идут сплошным потоком, а что будет лет через пять?

­ Проекты готовятся. Хотелось бы «отсечь» грузовой и иногородний транспорт на подходах к городу: организовать там какие­то стоянки. Но по поводу подобного проекта уже был протест прокурора, так что не знаю, найдет ли он отражение в генплане. В последней стадии доработки проект «прокола» под железнодорожным полотном на въезде в город. Он соединит проспект Победы и улицу Чапаева. Сейчас собирают земельно­правовые документы. Еще один проезд под железнодорожным полотном планируем сделать в районе улицы Широкой. Там уже есть «прокол». Правда, он узковат. Так что сделать там улицу не удастся, это будет именно проезд. Но он поможет несколько разгрузить от транспорта верхнюю часть города.

­ Старожилы говорят, что когда­то планировали построить эстакаду в центре города, чтобы разгрузить сумасшедший перекресток напротив центрального узла связи…

­ Поступали предложения, в том числе со стороны иностранных инвесторов. Но в них фигурировали запредельные суммы и чрезмерные требования. Город пока отстранился от таких проектов. По этому перекрестку у нас на выходе предложение: убрать зеленую зону, перенести стоянку такси и сделать дополнительную полосу движения со стороны улицы Желябова.

­ А подземные стоянки будут предусмотрены генпланом?

­ У нас грунты не очень подходящие для этого. Были предложения сделать такую стоянку в районе Курортного парка. Но когда провели геологические изыскания, решили этот проект отложить, потому что технически мы не готовы решить возникшие проблемы. Сейчас сделаны проекты, посчитана смета, и мы готовим документацию на тендер по двум стоянкам в районе центрального рынка. Одна ­ на улице Губина. Там мы освобождаем от торгующих часть улицы, делаем на ней стоянку, а торговцам предоставляем место на крыше стоянки. Таким образом и рынок ничего не теряет, и город приобретает стоянку. И еще планируем сделать подземную стоянку на 150 машин между институтом экономики и права и торговым центром. Там грунты это позволяют. Благодаря этому надеемся уменьшить напряжение вокруг рынка.

­ Теперь, если можно, о других болевых точках – долгостроях. Когда будет решена судьба злосчастной площади с фонтаном на Курортном бульваре?

­ Там все непросто с землей. Сейчас меняется собственник ­ вопрос опять висит в воздухе. Но функциональное назначение площадки определено правилами застройки и землепользования – это санаторно­курортная зона. Что касается того, что там уже сделано, то эти решения принимались предыдущим главным архитектором.

­ Многие кисловодчане возмущаются: огромная железобетонная коробка строящегося санатория буквально уничтожает знаменитую Каскадную лестницу. Как такое безобразие возникло и можно ли его исправить?

­ Да, действительно, Каскадную лестницу «задавили». Решение было принято предыдущей администрацией, и на бумаге все законно. Чтобы хоть как­то исправить положение, предложено сделать конструкцию строящегося здания более легкой за счет использования стекла.

­ А что с застройкой Казачьей горки?

­ На днях было совещание на эту тему. Приезжали из краевого министерства строительства и архитектуры, из федеральных структур Росприроднадзора, недропользования, Госархнадзора. Насколько я понимаю, по этому вопросу предстоит встреча губернатора со всеми службами, включая ЖКХ. Что касается позиции администрации города, то она неизменна – мы «против».

­ Есть ли какие­нибудь способы воздействия на собственников, много лет назад купивших участки в собственность, и с тех пор на них ничего не делающих…

­ Законные способы изъятия подобных участков с долгостроями в муниципальную собственность существуют, но все решается в судебном порядке. С юридической службой администрации у нас есть большая программа: сейчас готовятся материалы, разрабатывается механизм изъятия. В будущем году начнем предъявлять иски.

­ Как быть с теми, кто строит без всякого разрешения, в нарушение будущего генплана? Собираетесь ли сносить самострои?

­ Для таких нарушителей большое подспорье ­ судебная практика. Зачастую судья берет на себя ответственность за принятие градостроительных решений, даже не поинтересовавшись мнением специалистов. Логика проста: человек потратился, поэтому ломать нельзя. Зная это, люди строят без проекта, разрешения, а потом через суд узаконивают постройку. И решение суда здесь основополагающе. Можно, конечно, пытаться оспаривать, но это все равно что сражаться с ветряными мельницами.

««Вход» и «выход» генплана»
Газета «Ставропольская правда»
23 сентября 2009 года