00:00, 3 июля 2009 года

Отдел редких книг в библиотеке СГУ и его хозяйка Наталья Кононирова

Почти пятнадцать лет Наталья Анатольевна заведует этим отделом, но до сих пор всякую надпись в книге, сделанную чьей­то рукой, всякую закладку и даже просто восклицательный знак воспринимает как чудесное обращение одной загадочной души к другой. Работа с книгой и читателем исполнена для нее романтики и глубокого смысла. Наталья Анатольевна убеждена в особой миссии своей профессии:

­ Понимаете, ­ говорит она, ­ платят библиотекарю мало, это обидно и несправедливо, и по сути­то, нашим родным приходится «доплачивать» нам за эту любовь к книге. Но именно она позволяет и нам, и читателям не терять своего достоинства.

Лучшим ответом на эту «загадку» может служить великолепная библиотека СГУ. Впрочем, простенькая сельская библиотека ­ тоже, потому что сила библиотекаря ­ в книге, носителе и символе знаний. Объясняя свой библиотечный мир, Наталья Кононирова одновременно рассказывает о своих надеждах, своей правде, своей душе, потому что библиотека и есть ее душа:

­ Представьте, берешь в руки книгу в потрепанном кожаном переплете. Ее страницы дышат прошлым, а может быть ­ вечностью, как в храме намоленная икона... И опять эти удивительные надписи, как, например, в сборнике стихов Иннокентия Анненского: «Вспомни, как было у нас. Оставим это навсегда». Или всего три слова: «Егорушке. Елка. 1906 год». Правда ведь ­ можно даже написать рассказ?!

Отдел редких книг насчитывает 21 тысячу единиц хранения. Громада мировой и прежде всего русской классики, изданной до 1945 года. Есть книги на латинском языке, самое старое издание датируется 1614­м ­ сборник исторических грамот и документов, дающих Франкфурту­на­Майне особые привилегии.

­ Эту книгу, ­ объясняет Наталья Анатольевна, ­ я показываю как иллюстрацию выражения: «прочитать от доски до доски». Видите, деревянные страницы обтянуты тонкой кожей ­ такова Европа начала XVII столетия.

Восхищает мою собеседницу и двухтомник необычайной красоты, шедевр полиграфического искусства, посвященный коронации Николая II: золотое тиснение, красочные художественные иллюстрации братьев Васнецовых, фотоснимки известного Николая Самокиша, причудливые виньетки, заставки, впечатляющие меню императорских обедов... А есть книги с пометкой «запрещено к вывозу из России». Например, известное издание Адольфа Маркса 1910 года «Мертвые души» ­ труд множества талантливых людей. Изготовили особую бумагу. В Германии заказали специальные гелиогравюры, художники сделали прекрасные иллюстрации. А вообще этот неутомимый Адольф Федорович Маркс совершил подвиг ­ за огромные деньги перекупил права на издание гоголевских текстов и выпустил замечательное собрание сочинений русского гения.

Обычно в отдел редких книг приходят студенты, пишущие рефераты, курсовые и дипломы. Многие не знают, что делать с каталогом, как искать литературу. Работа библиотекаря со студентами ­ фактически тоже педагогика. Новичок­первокурсник и «бывалый» аспирант ­ психологически разные величины. Но не только студенты догадываются о «библиотечном» масштабе личности Натальи Кононировой. О добрых отношениях профессора К. Штайн и ее лаборатории «Текстус» рассказывают целые истории. Ну а сам отдел редких книг ­ словно рентген, «просвечивающий» человека. Скажем, студент XXI века должен существенно отличаться от студента XX века. Чем, как и почему? Ответ Натальи Анатольевны краток:

­ Сменились установки. Раньше была цель ­ добыть знания, теперь ­ заполучить информацию, а это разные вещи и качественно разные результаты. Нетрудно понять, на что направлены профессиональные усилия библиотекаря: «больше знаний!»

Когда­то, закончив филфак Днепропетровского университета, Наташа купила билет в Москву, чтобы месяц поработать в Ленинской библиотеке. Темой ее диплома было творчество Леонардо да Винчи. Тогда ей тоже надо было найти какую­то очень редкую книгу. В Ленинке ее пригласили в специальный зал, чтобы показать уникальное издание. Наташа смутилась, оробела: «Кто есть Леонардо и кто я?!». Между прочим, там же она познакомилась со своим будущим мужем ­ судьба! В Днепропетровске, кстати, Наталья Анатольевна работала тоже в отделе редких книг в библиотеке своего родного университета. В СГУ Н. Кононирова приехала в 1995 году. С тех пор, глядя на нее, библиотечные коллеги удивляются ­ откуда этот необычный свет в глазах, способность радоваться? И сами же отвечают: книгу любит.

­ А как же кризис, ­ спросила я, ­ сказывается ли он на самочувствии библиотеки и каков вообще ее современный образ?

­ Мне нравится, как об этом говорят китайцы, ­ улыбнулась Наталья Анатольевна. ­ Кризис ­ это или проблема, или возможности. Библиотека с ее творцами, истинами и героями ­ вечный образ мира, а значит, и образ его безграничных возможностей.

««Егорушке. Елка. 1906 год...»»
Газета «Ставропольская правда»
3 июля 2009 года