00:00, 7 мая 2009 года

Акционеры ОГК–2 требуют с бывшего руководителя 446 млн. рублей

Напомним, что система «золотых парашютов», или бонусов в виде солидных денежных выплат, была введена еще РАО ЕЭС в преддверии реорганизации энергохолдинга с целью мотивации высших управленцев к более эффективной деятельности. Компенсации, полагающиеся топ–менеджерам в случае увольнения, в десятки раз превышали их среднемесячную зарплату, но, как правило, были прописаны в трудовых соглашениях. И вот настали трудные времена, и по России прокатилась волна судебных тяжб о возврате этих средств энергетическим компаниям. На Ставрополье же подобный спор рассматривается впервые.

Истцами в данном случае выступают ООО «Межрегиональная компания по реализации газа» и ОАО «Центрэнергохолдинг» (Москва), которые требуют от бывшего генерального директора ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (Солнечнодольск) М. Кузичева возмещения убытков, причиненных им этой компании. По версии истцов, бывший руководитель ОГК–2, в мае прошлого года, узнав о том, что решается вопрос об отстранении его от должности, устроил прямо–таки аттракцион невиданной щедрости – распорядился выплатить 446 545 779 рублей 15 своим сотрудникам из числа управленцев в качестве компенсации при увольнении. Заметим, что расставание с компанией произошло на добровольных началах, по соглашению сторон. При этом размеры выплат доходили до 36 среднемесячных зарплат. Правда, позже двое из получивших «отступные» вернули деньги компании и были восстановлены в своих должностях.

Представители ответчика в свою очередь обратили внимание суда на то, что такая компенсационная политика проводилась во всех подразделениях РАО ЕЭС, и существующая на сегодняшний день отечественная судебная практика подтверждает правомерность выплат бонусов менеджерскому составу. Кроме того, под сомнение поставлено право «Межрегиональной компании по реализации газа» и «Центр–энергохолдинга» требовать от Кузичева возмещения убытков ОГК–2, поскольку первая имеет менее одного процента акций генерирующей компании, а вторая стала правопреемником РАО ЕЭС уже после того, как Кузичев отошел от дел.

Как стало ясно уже на предварительном заседании, вопросов в этом деле много. В частности, знало ли правление ОГК–2 о столь значительных мерах по стимулированию менеджерского состава? Что делать с уже уплаченным компанией налогом на эти самые компенсации: попытаться вернуть их из федерального бюджета или оставить как есть? И самое, пожалуй, главное: насколько реально взыскать в случае удовлетворения иска почти полмиллиарда рублей с одного человека?

«Дело о «золотых парашютах»»
Газета «Ставропольская правда»
7 мая 2009 года