00:00, 5 декабря 2008 года

Проблемы профобразования

«Золотой век» учкома

За последнее время и президент, и премьер-министр России не раз возвращались к теме перекосов в образовании, к воссозданию былой славы отечественных школ и вузов. И, мол, хватит плодить несчетное количество полуграмотных юристов и экономистов. Стране куда нужнее квалифицированные станочники и электрики.

Подобные высказывания Михаилу Читаладзе - бальзам на душу. Коренной кисловодчанин, он еще в 1973 году пришел в школу преподавателем труда. А последние два десятка лет возглавляет межшкольный учебный комбинат. Этот комбинат да одно ПТУ – два учебных заведения в 140-тысячном городе, где юноши и девушки могут получить рабочие специальности.

О прошлом учебного комбината Михаил Захарович вспоминает, словно волшебную сказку рассказывает:

- У меня почти все предприятия города были шефами. Городская власть их обязала, и они открывали здесь цеха. Давали оборудование, инструменты, мастеру производственного обучения платили зарплату. А еще поставляли сырье, полуфабрикаты и забирали ту продукцию, которую изготавливали ребята. Здесь обучались две с половиной тысячи учеников. И на предприятиях занимались со школьниками. У той же сувенирной фабрики были цеха, специально оборудованные для детей. А еще, например, в мединститут ребята могли поступать либо со свидетельством, что прошли обучение в учебном комбинате, либо имея двухлетний стаж работы медсестрой, медбратом. От желающих здесь учиться отбоя не было.

Сегодня в Кисловодске нет ни той обувной фабрики, ни той мебельной, ни той сувенирной. Количество жителей увеличилось за последние два десятка лет почти вдвое, а производство еле теплится. Каждое утро тысячи кисловодчан едут на работу в Ессентуки, Пятигорск и даже в Минеральные Воды. Тем временем многочисленные филиалы различных вузов продолжают штамповать никому не нужных «специалистов», выкачивая из карманов родителей десятки тысяч рублей. А вот что касается учебных заведений, обучающих будущих рабочих, то…

- Мы попали в аховое положение, - говорит Михаил Читаладзе.

Подайте болванку на обучение

Слесарь, электрик, токарь, фрезеровщик – все это очень затратные для обучения профессии. Нужны станки, инструменты, приспособления. Плюс материалы. Сегодня металл стоит сумасшедших денег. А потому не только железную болванку для обработки на станке или олово для пайки, но даже металлолом негде взять.

- Президент правильно говорил, что надо уделять внимание подготовке рабочих специальностей. Но это декларация. Внизу на местах никто это выполнить не сможет. Подо все нужны деньги, - убежден Михаил Захарович.

А их как не было, так и нет. Как финансировали образование по остаточному принципу, так и финансируют. И больше всего страдает трудовое и профессиональное обучение. Нормально оборудованные мастерские, по словам Михаила Читаладзе, в Кисловодске найдешь разве что в одной-двух школах. Да и там ребятам нечем заниматься – нет материалов. Не с родителей же собирать деньги еще и на металл и фанеру. А у школ и без того реальные затраты гораздо больше, чем расходная часть их бюджетов.

Учебный комбинат за счет платных услуг по подготовке водителей да реализации продукции еще как-то поддерживает в рабочем состоянии то оборудование, что поставили сюда лет 20 назад. Есть и швейные машинки, и сверлильные, токарные станки, и оборудование для обувных и слесарных работ. Благодаря этому удается пяти сотням старшеклассников преподавать навыки более чем десятка профессий. Но все держится на энтузиазме, на нервах…

Отдельный разговор – производственная практика. Учащимся устроиться куда-нибудь в цех или в мастерскую можно только за «отдельную плату» или благодаря личным связям родителей.

- Здесь такую полноценную практику, как на предприятии, не организуешь, - признается директор учебного комбината. - Сегодня и ПТУ в таком же положении. Они тоже в собственном соку варятся. Не чувствуется заинтересованного государственного отношения к подготовке кадров.

Заплати – пусть пятерку поставит

Важно не только где и как, но и кто учит. Средний возраст педагогов по городу – за 50. Молодежь не идет: ни зарплаты, ни престижа.

- Прежде педагог был на некоем пьедестале. Сегодня его опустили ниже самой низкой планки, - считает Михаил Читаладзе. - Учителя заставили быть взяточником. Это ломает психику. Когда ты начинаешь смотреть родителям в руки, что тебе принесут, ты уже не педагог.

Михаил Захарович вспоминает, что когда в 1973 году он, молодой парень после техникума, пришел в школу и начал преподавать трудовое обучение, то получал 130-140 рублей. Это была зарплата инженера. Его друг на нарзанном заводе работал заместителем начальника цеха и получал 110 рублей.

- И когда говорил, что я педагог, ко мне соответствующе и относились. Но и я старался соответствовать. Помню, на 23 февраля родители решили подарить мне кофемолку. Так они с этой кофемолкой бежали за мной от школы до вокзала, уговаривали взять. Я счел это чуть ли не взяткой.

Сегодня, с горечью констатирует Читаладзе, педагога трудно уважать. Ребенок знает, что папа платит за ремонт школы, за покупку мебели. Плюс подачки преподавателю. И как ученик будет относиться к учителю, когда в некоторых семьях наверняка говорят: «Да заплати ты Мариванне 250 - 300 рублей – она и поставит оценку».

Вот и объявленный рост фонда оплаты труда бюджетников на 30 процентов педагогам в глубинке принес не радость, а разочарование.

- У нас по учебному комбинату средняя заработная плата около четырех тысяч рублей, - дает раскладку директор. - 30 процентов добавляется к общему фонду заработной платы. Из этих денег я сегодня обязан прибавить по полторы-две тысячи до нового минимального уровня в 4300 рублей уборщицам, мастерам производственного обучения, рабочим. В результате педагоги не получат никакой прибавки.

Когда сердце болит

На Ставрополье межшкольных учебных комбинатов осталось всего - ничего. Вот и Кисловодский существует главным образом потому, что руководит им такой авторитетный в городе человек, как Читаладзе. Знающие люди рассказывали мне, что желающих заполучить здание учебного комбината было предостаточно, что к Михаилу Захаровичу подкатывались с разными выгодными предложениями. Но тот ни в какую. Более того, спокойно доработать до пенсии директором учебного комбината тоже не хочет. «Сердце болит», говорят в таких случаях. Сейчас он готовится открыть в здании учебного комбината вечернюю общеобразовательную школу, а сам межшкольный учком преобразовал в вечернее сменное учреждение – Центр профильного и профессионального образования.

- Оставаться чисто учебным комбинатом - прихлопнули бы не сегодня-завтра, - поясняет Читаладзе. - На него финансирования практически нет. А на вечернюю школу министерство уже 1200 тысяч выделило. Закупил физический, химический, биологический кабинеты, компьютеры.

Мечтает Михаил Захарович присоединить к центру и станцию юных техников, где в молодые годы тоже был директором. Ведь, чтобы изготовить модель, необходимо в совершенстве владеть навыками плотника, столяра, слесаря и т. д. Мощный Центр профессионального образования мог бы гораздо успешнее сотрудничать и с центрами занятости и работодателями.

- Хочу сделать напоследок что-то хорошее и оставить Кисловодску, - признается Михаил Читаладзе.

* * *

«Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе».

(Из послания президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию).

«Прорехи в рабочей спецовке»
Газета «Ставропольская правда»
5 декабря 2008 года