00:00, 1 ноября 2008 года

Алла Золотухина о дополнительном образовании детей на Ставрополье

- Алла Федоровна, каковы отличительные черты системы дополнительного образования сегодня?

- К традиционным, существовавшим всегда, таким, как расширение образования детей, развитие их творческих способностей, воспитание, обеспечение занятости, самореализация, я добавила бы раннюю профессиональную ориентацию школьников. В последние годы многие выпускники школ, посещающие учреждения допобразования, одновременно с получением аттестата зрелости формируют портфолио своих достижений в сфере научного поиска, художественного и технического творчества. Дополнительное образование создает не просто ситуацию успеха - даже для тех ребят, которые, возможно, и не блещут на школьных уроках. Сотням и тысячам детей оно помогло выбрать любимое занятие, которое затем стало их профессией.

На Ставрополье сейчас функционируют 169 муниципальных и государственных учреждений ДОД, работающих по самым разным направлениям – от художественно-эстетического до спортивного и туристско-краеведческого. А занимаются в них 132 тысячи ребят, что составляет без малого половину всех детей края от 5 до 18 лет. Более ста тысяч школьников посещают объединения, кружки и секции непосредственно в своих учебных заведениях.

Сохранили мы и штат педагогов – наш золотой фонд. Их сейчас около семи тысяч, в основном в возрасте от 30 до 50 лет. Более 80 процентов имеют высшее образование. Всем им мы благодарны за профессионализм, подвижничество. Зарплаты у них, к сожалению, небольшие, а в своих центрах, дворцах и домах детского творчества они зачастую днюют и ночуют…

- В Ставрополе буквально на днях завершилась Всероссийская научно-практическая конференция «Опыт работы с одаренными детьми в современной России». Понятие «одаренные дети» в нашу жизнь вошло прочно. Но, мне кажется, мало кто задумывается над тем, что развиваются и формируются они не только и даже не столько в семье и школе, сколько в сфере дополнительного образования – в научных объединениях, художественных кружках, спортивных секциях.

- Проведение Всероссийской конференции в нашем крае стало возможным именно потому, что, помимо готовности принять гостей со всей России, организовать мероприятие на должном уровне, нам есть чем поделиться – накоплен уникальный опыт.

Так, с интеллектуально одаренными детьми работают краевой центр «Поиск», Малая академия наук при Ставропольском дворце детского творчества, центры экологии, туризма и краеведения, детско-юношеского технического творчества (здесь тоже есть своя Малая академия – техническая), другие учреждения. Их воспитанники ежегодно поступают в самые известные вузы страны, среди бывших школьников – кандидаты и доктора наук, лауреаты престижных премий.

Радует меня то, что в воспитании нашей научной элиты сегодня участвует не только государство, но и другие структуры. Например, лицей-интернат для одаренных школьников при Северо-Кавказском государственном техническом университете открыт по инициативе ректора Б. Синельникова и полностью финансируется вузом. СевКавГТУ делает замечательное дело, ведя поиск талантливых ребят по всему краю, отбирая и обучая их. В лицее для этих старшеклассников созданы прекрасная образовательная и научная среда, хорошие бытовые условия.

Стимулом для развития творческих способностей юных талантов стала премия президента, присуждаемая в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В этом году ее получат, как уже сообщала ваша газета, более 90 учащихся и студентов. Если обратиться к перечню лауреатов, то рядом почти с каждой фамилией – ссылка на учреждение допобразования, которое для этого молодого человека - альма-матер. Вероника Копылова – МАН; Владимир Чаленко – краевой центр экологии, туризма и краеведения; Мария Абакумова (серебряный призер Олимпиады в Пекине) - краевая детско-юношеская спортивная школа. Список можно продолжать.

- Но ведь действие нацпроектов заканчивается. Что будет с этими и другими грантами?

- Премии для талантливой молодежи и 100-тысячные гранты для лучших учителей по-прежнему будут финансироваться из федерального бюджета. И это очень правильно.

Хочу сообщить и еще одну хорошую новость. С этого года детский оздоровительный лагерь «Солнечный» у подножия Машука, где обычно проходят профильные смены для одаренных школьников, стал круглогодичным. Мы провели к каждому домику тепло, свет. Так что теперь эти смены будут проводиться и в осенние, и в зимние, и в весенние каникулы.

- До сих пор удается сохранить принцип бесплатности для воспитанников учреждений ДОД. Но, как известно, в 2008 году в стране начал реализовываться федеральный закон «Об автономных учреждениях». Касается он и допобразования. Что ждет наши центры, дворцы и дома детского творчества в дальнейшем?

- Полностью бесплатным дополнительное образование нельзя назвать и сейчас. Конечно, деньги за обучение ребенка пению, авиамоделированию, научному творчеству и т. д. родители сейчас не платят. Но они зачастую финансируют поездки детей на конкурсы и фестивали, покупают дорогостоящие концертные костюмы… За что им огромная благодарность. Что касается перевода учреждений ДОД в автономные, то это действительно предполагает родительскую оплату многих образовательных услуг. Бюджет будет давать деньги лишь на госзаказ – то есть на обучение детей из определенных, в основном социально незащищенных, семей. Учреждения образования оказываются в ситуации, когда им нужно самим зарабатывать деньги.

В следующем году мы должны разработать нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать эти процессы. Считаю, что к реализации этого закона необходимо подойти очень взвешенно...

«Ситуация успеха»
Газета «Ставропольская правда»
1 ноября 2008 года