00:00, 13 сентября 2008 года

В Михайловске происходит передел рынка пассажирских перевозок

Однако печально известный опыт Ставрополя, как показывает практика, показательным пока не стал: на те же грабли теперь рискует наступить Михайловск.

Заметим, что речь пойдет о тех маршрутах, которые соединяют Михайловск и краевой центр. Организация пассажирских перевозок между ними на протяжении последних двух лет привлекает чересчур пристальное внимание краевой прокуратуры и управления Федеральной антимонопольной службы по СК. И, видимо, неспроста: на протяжении почти полутора лет они то и дело уличают минпром края в массовых нарушениях законодательства.

Поясним, что перевозки между Шпаковским районом и Ставрополем имеют статус межрайонных, потому ведает ими сейчас краевое министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи. С 2006 года именно оно проводит конкурсы, по итогам которых, как и положено, определяются перевозчики на тот или иной маршрут. Однако в последнее время краевой арбитраж практически завален исками транспортников – ставропольских и михайловских: они подозревают чиновников в предвзятости при проведении конкурсов. И что любопытно, Фемида в большинстве случаев признает справедливость этих претензий. Обратимся к конкретной истории.

Так, участником не одного такого судебного разбирательства стало ОАО «Шпаковское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – ПАТП). Без преувеличения заметим, что на рынке пассажирских перевозок Михайловск – Ставрополь (а осуществляются они по преимуществу михайловской стороной) оно оставалось самым крупным игроком, прежде всего за счет внушительного автопарка. Однако буквально в последний год на нескольких маршрутах частникам без труда удалось значительно его потеснить. Во избежание каких-либо недомолвок оговоримся: случись это в нормальной конкурентной борьбе, не было бы абсолютно никаких претензий к последним. Если бы не один бесспорный факт: отдельные предприниматели, как это ни странно, либо успешно работают на некоторых выгодных маршрутах вне положенных конкурсов, либо выигрывают их, так сказать, «задним числом».

Подоплека такого расклада по большому счету ясна без лишних слов. И цену маршрутов михайловские транспортники в беседе с корреспондентом «СП» называют легко: более или менее привлекательный (в плане прибыли, конечно) маршрут может обойтись в сумму порядка трехсот тысяч рублей: мол, заплатил «куда надо», а через некоторое время с тобой «по всем правилам» будет заключен типовой договор. Что называется, тогда работай вообще без опаски...

- Ставрополь это уже пережил, а теперь вновь «собирает» по крупицам разваленные транспортные предприятия, - делится один из водителей маршрутки по пути в Михайловск. - У нас в городе они еще есть, да вот теряем маршруты, которые один за одним достаются частникам.

Передел же рынка происходит довольно занятно. Так, еще весной прошлого года Шпаковское автотранспортное предприятие после стандартных конкурсных процедур заключило с министерством договоры на обслуживание нескольких маршрутов между Михайловском и Ставрополем. Наряду с его машинами на линиях работали и частные перевозчики. Причем, как рассказывает генеральный директор ПАТП С. Мазикин, поначалу действительно курсировали исключительно победители конкурса, потом же в полку «извозчиков» вдруг изрядно прибыло. Например, на 124-м маршруте вместо семи официально утвержденных машин вдруг начали работать целых четырнадцать (!).

И, если судить по времени, не потому ли уже с июня того же года Шпаковское автотранспортное предприятие с почти безупречной до того репутацией подвергается массированным проверкам? Как раз со стороны курирующего перевозки минпрома. Проверяющие в течение прошлогоднего лета вдруг фиксируют массу правонарушений, якобы допущенных водителями ПАТП. При этом, как удалось узнать, ни за одним протоколом не последовало постановлений о привлечении транспортников к административной ответственности. Протоколы, по сути, были использованы лишь как основание для последующего расторжения в одностороннем порядке договора с транспортным предприятием.

Чуть позже это подтвердил краевой Арбитражный суд, куда обратилось предприятие. Фемида не усмотрела нарушений и вообще отвергла правомерность «придирок» министерства к транспортникам. Минпром, признав ошибки еще до окончания судебного разбирательства, уведомление об одностороннем расторжении договора с ПАТП тогда отозвал. Казалось бы, ситуация устаканилась.

Однако дальнейшее развитие событий свидетельствует об обратном. Следующий конкурс – и еще один сценарий. Очередная заявка ПАТП на обслуживание пригородных маршрутов в минпроме была вдруг отклонена, к участию допустили лишь горстку частников. Вернуться «в строй» ему помогло лишь обращение в краевую прокуратуру: всем членам конкурсной комиссии было направлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в виде необоснованного (выделено мной. – Авт.) отстранения от конкурсных процедур одного из участников. К слову, если судить по конкурсной документации, ПАТП на конкурс тогда выставило совершенно новые машины, и победа, по сути, однозначно была за ним. Однако, что также зафиксировано, аккурат в процессе вскрытия конвертов участвующие в конкурсе предприниматели объединились в так называемое простое товарищество и соответственно решили отозвать свои разрозненные заявки. Ясно, что конкурс с единственным участником – коим осталось ПАТП – был попросту признан несостоявшимся…

И снова все точки над «i» расставляют прокуратура и Ставропольское управление Федеральной антимонопольной службы. После представления об устранении выявленных нарушений – ведь после вскрытия конвертов участник не имеет права отзывать заявку – конкурсная комиссия вынуждена кардинально изменить решение. Итоговый протокол гласит, что и конкурс все-таки состоялся, и ПАТП было по праву признано победителем.

Отметим, что результаты этого конкурса по двум маршрутам – 113-му и 124-му – проигравшие частники пытались неоднократно оспорить в суде. Однако совсем недавно краевой арбитраж принял по обоим искам окончательные решения – оба в пользу автотранспортного предприятия.

Казалось бы, к чему нам искать какую-то связь между описанными событиями, причислять их к одному сценарию?.. Однако думать о том, что это исключительно здоровая конкурентная борьба, в которой не замешаны чьи-то частные интересы, опять же мешают совсем недавние события.

Так, в середине июля между минпромом в лице первого замминистра С. Унанова и В. Апальковым (к слову, эта фамилия регулярно фигурирует во всех конкурсных заявках от частников) был заключен договор на осуществление перевозок по совершенно новому маршруту №136. Шпаковское ПАТП и ставропольские антимонопольщики сейчас оспаривают его в краевом Арбитражном суде. Установлено, что договор был заключен вообще без объявления конкурсных процедур. Кроме того, спорный 136-й маршрут практически полностью дублирует упомянутый 124-й, который, как было сказано, частники не смогли отвоевать у ПАТП и в суде. Получается, что как будто «под них», вопреки мнению городской и районной власти, открыли дубляж, что на мизер длиннее основного маршрута. Обоснованность этого «своеобразного» хода подвергли сомнению и глава администрации Шпаковского района А. Мизин, и глава Михайловска А. Лунин. В письмах на имя министра В. Бекетова они отмечают, что решение об открытии нового маршрута все же является преждевременным и требует детальной проработки с учетом нынешней маршрутной сети. Ведь, по сути, для удобства жителей достаточно было незначительно изменить уже существующий маршрут, по которому и конкурс-то проведен...

К слову, как стало известно, маршрут-дубляж был буквально на днях «похоронен» минпромом – аккурат после начала судебного разбирательства по этому поводу...

*****

Итак, ситуация чисто формально – правда, не без активного участия Фемиды и прокуратуры – нормализовалась. Скорее всего, на время: впереди новые конкурсы, еще не все разрешены и судебные дела. Но как бы то ни было, нет смысла здесь особо осуждать предпринимателей-частников. Стремление подзаработать так или иначе является вполне нормальным. Претензии же, скорее, стоит в очередной раз предъявлять той же чиновничьей братии, порой сквозь пальцы смотрящей на то, что происходит в подведомственной сфере. И к тому же глухой к былым урокам...

«Делёжка путь-дорожки»
Газета «Ставропольская правда»
13 сентября 2008 года