00:00, 16 августа 2008 года

Судебное следствие по делу о взрыве автобуса «Пятигорск – Ставрополь» продолжается

Обвинение предъявлено по шести статьям Уголовного кодекса РФ: покушение на убийство, убийство, бандитизм, незаконный оборот оружия и боеприпасов, умышленное уничтожение имущества. Заседание проходит в закрытом от СМИ режиме.

…Мощный взрыв на автовокзале Невинномысска прогремел в 16.35 в воскресенье. Слышно его было даже в отдаленных районах города. Заряд, заложенный в задней части рейсового «Икаруса», разворотил половину салона. Возник пожар, и хотя машины пожарной части прибыли на место ЧП буквально через несколько минут, автобус сгорел практически дотла. Два человека погибли сразу, 17 получили ранения различной степени тяжести.

…Всего из Пятигорска в рейс отправились 40 пассажиров. В селе Курсавка Андроповского района из «Икаруса» вышли семь человек, в районе села Киан - еще двое. Таким образом, в автобусе остался 31 человек. Все они, за исключением двух женщин (жительниц Пятигорска и Новопавловска), в Невинке вышли на перрон, автобус пришел чуть раньше расписания, и стоянка предстояла длительная - 20 минут. Они и погибли на месте, еще один человек скончался позже в больнице.

Довольно сильно пострадали два автобуса, стоявшие рядом с «Икарусом». Люди в них, как и те, кто находился на перроне, получили ранения. Среди раненых жители Невинки, Ипатово, граждане Украины и Молдавии. Последние находились в автобусе, следовавшем рейсом «Одесса - Пятигорск».

Результаты взрывотехнической экспертизы показали, что «невинномысская взрывчатка» идентична той, что была во взрывном устройстве, которое было использовано в рейсовом автобусе «Пятигорск – Владикавказ» 22 ноября 2007-го. Это говорило о том, что, возможно, обе эти бомбы изготовлены одними и теми же лицами.

Суть предъявленного подсудимым обвинения коротко не изложить. Слишком много событий, людей, времени стоят за взрывом на Невинномысском автовокзале. С середины 1999 года - после начала контртеррористической операции - обстановка на Северном Кавказе обострилась и… ушла в подполье. Ш. Басаев, Д. Умаров, А. Масхадов и другие ревнители «свободы Кавказа» вместе с иностранцами из радикальных исламских организаций, в основном выходцами из стран Ближнего Востока, начали создавать устойчивые вооруженные группы. У них была только одна цель – дестабилизация обстановки и нарушение общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе.

Одну из таких групп создал в Ингушетии А. Тазиев, по прозвищу «Магас». Он руководил бандой из нескольких человек около десяти лет. Все ее члены были связаны родством, дружбой, этнической однородностью, общностью религиозных убеждений. Плюс к этому - жестокая дисциплина, строгая конспирация, четкое распределение ролей. Вооружение – огнестрельное оружие, взрывные устройства и взрывчатые вещества. Впрочем, для совершения конкретных взрывов обычно за деньги подбирались исполнители, ранее не связанные с бандой.

А их нужно было много. Как считает следствие, до середины ноября 2007 года «Магас» разработал план массового убийства граждан на территории Северного Кавказа путем подрыва взрывного устройства в рейсовом автобусе. Нужно было найти исполнителя, который был бы чист перед законом и мог открыто передвигаться на общественном транспорте.

Во второй половине ноября в селе Экажево Назрановского района Ингушетии Руслан Костоев получил от Тазиева предложение войти в банду и обещание материального вознаграждения. Отметим, что от Костоева никто не скрывал ни целей, ни степени оснащенности банды. Более того, именно ему поручили хранить взрывные устройства и деньги. Он же должен был найти и исполнителя теракта, которому и предстояло заложить самодельное взрывное устройство, замаскированное под литровую бумажную упаковку из-под сока. В качестве заряда адской машины использовалось взрывчатое вещество на основе гексогена и алюминиевой пудры весом около 800 граммов в тротиловом эквиваленте. Для повышения поражающего эффекта оно было начинено стальными шариками и роликами и хранилось дома у Руслана Костоева до дня Х - 9 декабря.

Но кому же идти на дело? Костоев предложил своему знакомому, Зурабу Цуроеву заложить взрывное устройство в одном из автобусов за вознаграждение в 100 тысяч рублей. Одним из условий было то, что преступление произойдет за пределами Ингушетии. Получив согласие Цуроева, Костоев передал ему «пакет с соком».

И вот 9 декабря около двух часов дня Цуроев прибыл на автовокзал Пятигорска, сел на рейсовый «Икарус» сообщением «Пятигорск – Ставрополь». В пути он не раз созванивался с Костоевым и сообщал о маршруте движения. Потом оставил бомбу в задней левой части салона и вышел из автобуса в районе села Киан Андроповского района. Отсюда отрапортовал Костоеву о выполнении задания. Взрыв прогремел в Невинномысске.

Судебные слушания продолжаются.

«Взорванный рейс»
Газета «Ставропольская правда»
16 августа 2008 года