00:00, 28 декабря 2007 года

В Ставропольском изомузее пополнение запасов

Приходя в музей на очередную выставку, посетитель, как правило, вряд ли задумывается о том, что где-то в его запасниках хранятся тысячи произведений мастеров разных стран и эпох, что кто-то из сотрудников ежедневно занят тем, чтобы создать для этих хранилищ наиболее благоприятные условия. И что есть люди, прилагающие немалые усилия для наполнения музейных фондов все новым содержанием. Ведь художественный процесс не стоит на месте, появляются новые талантливые мастера, готовятся новые выставочные проекты...

- Эта невидная широкой публике организационная работа идет в музее постоянно, в комплектовании коллекции мы видим свою главную задачу, - говорит директор музея Зоя Белая. - О новой выставке, представившей наши самые свежие приобретения за двухлетний период, могу без ложной скромности сказать - она удивительная! Мы вправе гордиться тем, что нам, я считаю, удалось собрать столь разные по жанрам и направлениям работы, наглядно характеризующие большой временной пласт художественной жизни страны, если точнее - того периода, когда она еще называлась Советским Союзом.

Основные направления пополнения музейной коллекции - это приобретение произведений искусства на средства, выделяемые госбюджетом, и дарение произведений самими авторами, главным образом, после проводимых в музее персональных и групповых выставок. Речь, конечно, прежде всего о ставропольских авторах, потому что привезти для экспонирования полотна из другого региона проблематично - дорого. К чести художников-земляков, они пополняют запасники регулярно. Опытные искусствоведы работают также с наследниками художников и с владельцами их картин как потенциальными дарителями. С федеральным комплектованием сегодня большие сложности: не стало прежней отлаженной при Советском Союзе системы, когда с республиканских и всесоюзных выставок обязательно шли поступления в региональные художественные музеи. Начиная с 80-х годов прошлого века эта работа в стране остановилась, в итоге данный период художественной жизни как бы «выпал» из поля зрения обделенной провинции. К тому же, сами художники активно двинулись в рынок, к частным заказам, и цены их работ для музея стали вообще недосягаемы.

- К счастью, ситуация меняется, и художников снова привлекает возможность оставить свое имя в музейных фондах, - говорит заместитель директора музея Ольга Бендюк. - Наш «поставщик» в Москве «РОСИЗО», как государственный музейно- выставочный центр Федерального агентства по культуре и кинематографии, не только владеет огромными фондами живописи, графики, прикладного искусства, но и продолжает закупки. Сотрудникам региональных музеев разрешается знакомиться с его фондами с целью последующей передачи в пользование.

Когда создавался Ставропольский музей, местные художники думали, что он будет в основном содержать именно работы здешних авторов, но все же искусство невозможно ограничить географическими рамками. Мечта любого музейщика - представить современное искусство в самом широком разрезе. Показать творческую жизнь Средней России, Сибири, Урала, Дальнего Востока, тем более столиц - Москвы и Петербурга. В каждой из этих зон сформирована собственная художественная школа с присущим только ей лицом. И потому музейщики профессионально несказанно рады, что потребности регионов в расширении своих представлений поняли ответственные чиновники центра, разрешив «РОСИЗО» делиться с регионами.

- Особенно привлекает нас возможность показать искусство республик, ставших теперь самостоятельными государствами, - продолжает Ольга Борисовна. - Уже в советский период каждая из них имела свои творческие черты, направления, отличия. И вот сегодня мы предлагаем ставропольской публике увидеть очень интересный срез художественного процесса. Поступления есть просто уникальные, например, произведения Соколова, Платова 30-х годов. Работы таких мастеров и такого периода сегодня нигде не найти!

Словом, в преобразившемся зале музея действительно есть на что посмотреть. Тут работы мастеров Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Прибалтики, Кавказа... неповторимо-загадочна скульптурная композиция «Женщины у моря» Я. Якимявичуса (Литва), яркий образчик ныне тоже, увы, не существующей системы, когда практически в каждом республиканском, областном и краевом центре действовали монументально-прикладные комбинаты, дававшие материальную базу, особенно важную для прикладников, графиков и скульпторов. Ведь отлить скульптуру, сделать монументальную вещь ни в домашних условиях, ни даже в условиях мастерской невозможно: нужны специальные печи, мощные технологии, дорогие материалы. И вот как раз прибалты добивались в этом направлении интересных творческих результатов. Еще одно свидетельство тому тоже теперь есть в Ставрополе - это декоративная ваза «с секретом» - в нее вделан яркий стеклянный шар, описать словами это нельзя, надо видеть!

Прекрасный декоративный гобелен из Киргизии украсил большую часть стены: техника его исполнения, говорят искусствоведы, сегодня уже нигде никем не повторяется. Да и сюжет с революционными всадниками тоже стал историей. Отнюдь не утратив выразительное великолепие работы мастера Д. Уметова, и никакие идеологические мотивы уже не влияют на ценность просто замечательного произведения. Как и в медальерном искусстве, также показанном в экспозиции через работы прибалтийских мастеров. Кстати, медальеров в наши дни по пальцам можно перечесть, поскольку это опять же затратные технологии... Не столь ярки, но не менее интересны этюды 60-х годов - очень камерные, теплые, глубоко реалистичные. Сегодня этюды с натуры непопулярны среди художников, не каждый может себе позволить отойти от коммерческого салонного творчества к этюдному. А эти привезенные из запасников «РОСИЗО» возвращают нас к традиционной русской школе живописи, к высокому ремесленничеству и профессионализму художников.

- У меня есть мечта сделать выставку к какой-то дате из истории Советского Союза, - признается Ольга Бендюк. - Наши фонды позволяют это сделать. Причем уже без какого бы то ни было пафоса и ностальгии. Просто это было очень хорошее искусство!

Сочный национальный колорит несут в себе творения художников Осетии и Азербайджана. Полотно С. Намитоковой-Манафовой «Поэма об Апшероне» воспринимается как своего рода живописный восточный ковер, с присущим ему наивно-чувственным восприятием мира. А рядом - «Весенние хлопоты» Ю. Абисалова из Владикавказа: тут вообще целая «пьеса» со своим сюжетом, главными и второстепенными персонажами, характерами и взаимоотношениями, представленными через традиционный быт, занятия, традиционные цветовые решения.

Останавливают на себе взгляд два больших полотна Э. Белютина, метафоричного и экспрессивного. Его «Человек с больной рукой» просто потрясает мощной квинтэссенцией состояния, передаваемой в красках. Среди других приобретений ставропольских музейщиков - образцы прикладного искусства традиционных техник: - гобеленов, керамики, стекла, малой пластики, чеканок, скульптуры. Один лишь французский бульдог чего стоит! Не говоря о керамическом... трактористе и прочих ныне экзотичных изысках творческого вдохновения. Еще настоящие раритеты - декорационно-театральные работы, ведь театральные художники в основном уже не делают ни макетов сценографии, ни эскизов в материале, все отдано господину компьютеру. Да и монументальные батики все из-за тех же сложных и недешевых технологий пока пребывают в забвении. И только в музейном зале мы можем остановиться (затаив восторженное дыхание!) перед чудесным триптихом И. Лазутиной «Мир планете Земля»...

За два года музеем получено почти 300 разных работ. Все сразу показать невозможно. А потому у нас с вами впереди новые встречи с работами мастеров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Постепенно покажем и то, что пока осталось за кадром, обещают музейщики.

«Наш адрес - Советский Союз...»
Газета «Ставропольская правда»
28 декабря 2007 года