00:00, 31 августа 2007 года

В неизвестной стране

Эти детишки живут и учатся в специальной (коррекционной) школе-интернате № 27 города Пятигорска. В течение девяти лет (именно на такой срок рассчитана программа обучения) это учреждение становится для них родным домом.

- В школе обучаются глухие и слабослышащие ребята из нашего края, а также из республик Северного Кавказа. Помимо основного недуга, многие из них имеют еще букет сопутствующих заболеваний. Почти с каждым занимается психотерапевт, - рассказывает директор Л. Вяткина.

Всего здесь 169 учащихся, обучение индивидуальное. Рабочее место ученика оборудовано слуховым аппаратом, пультом, регулирующим звук, микрофоном и наушниками. Современная же верботональная аппаратура, дающая широкие возможности, а главное, сберегающая остаточный слух ребенка, школе недоступна: комплект для класса стоит миллион рублей.

Свою главную задачу педагоги видят в том, чтобы ребята адаптировались к жизни. Вы-пускник может продолжить обучение в реабилитационном центре для инвалидов в Ессентуках, а также в спецгруппах медицинских училищ Пятигорска и Кисловодска. Есть дети, обучающиеся на различных факультетах Санкт-Петербургского колледжа, где получают профессию юриста, преподавателя адаптивной физкультуры, зубного техника и другие. Выбор профессии зависит в основном от решения родителей.

Сама школа основана в 1933 году. Постройки заметно обветшали, складские помещения рассыпаются. Несколько лет назад пожарная служба по многим пунктам признала учреждение аварийным, и тогда директору пришлось обращаться к спонсорам. Одни выложили медпункт плиткой, другие установили пластиковые окна и двери, поменяли сантехнику и даже подарили современное стоматологическое оборудование. Есть пожарная сигнализация. В рамках федеральной программы получена система видеонаблюдения.

Вскоре засверкал и пище-блок, большая столовая выглядит празднично. В этом большая заслуга заведующей столовой Веры Бычковой. В коллективе шутят:

- Если она надевает черные очки и направляется в город, значит, пошла либо краску просить, либо деньги на кастрюли выбивать.

Недавно удалось обновить и учебные комплекты для двух классов - за счет денег, выделенных отделением Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю. Приобретение же наглядных пособий не финансируется – учителя вырезают картинки из журналов, ведь детям, лишенным слуха, важно зрительное восприятие. Об интерактивной доске можно только мечтать.

Жаль, что национальный проект «Образование», по большому счету, обошел вниманием коррекционные школы. Они в силу своей специфики не могут участвовать в конкурсах на получение гранта, ведь ученикам недоступно слово. Учителя за классное руководство только с января этого года стали получать по тысяче рублей. Школу, правда, подключили к сети Интернет, и есть компьютерный класс, но это заслуга спонсоров.

Что же касается самих детей, то они, можно сказать, талантливы во всем. Не зря считается, что, если ребенок лишен слуха или зрения, у него умелые руки. Многие воспитанники, например, прекрасно рисуют – в коридоре вдоль стен развешаны их работы.

Несколько наиболее одаренных детей ходят в художественную школу, участвуют в краевых конкурсах. Особый талант к рисованию у Саши Барсуковой. Дипломантами недавнего конкурса стали еще двое ребят. А какие поделки из бросовых и природных материалов делают девочки!

Участвуют дети и в спартакиадах, где занимают первые места, состязаются в силе со своими воспитателями.

И все-таки как непросто педагогам и обслуживающему персоналу ходить по миру с протянутой рукой! На web-сайте школы есть раздел «SOS», где учителя взывают о материальной помощи. Этим ли должны они заниматься?

Татьяна ПРОТАСОВА