00:00, 31 августа 2007 года

Настоящий герой

Роли сыпались на него как из рога изобилия, и он играл, играл, играл. Королей и рыцарей, бизнесменов и «простых парней из народа». Персонажи положительные и отрицательные, исторические и литературные - сегодня их уже около тридцати в актерском арсенале Жукова. Теперь уже без него немыслимо представить Ставропольский театр драмы. Хотя всего каких-нибудь пятнадцать лет назад он и сам еще не думал о театре настолько всерьез.

Впрочем, мысли, конечно, были, но тогда, в юности, пока не ясные, тогда казалось - могу стать кем захочу, хоть космонавтом, хоть моряком... Весь мир был открыт и все - впереди. Он не спешил. Поначалу и вовсе, воспитанный в серьезной семье, где в роду были, в основном, строители и врачи, чуть было не поступил в военное училище. Спохватился после двух успешно сданных вступительных экзаменов: что-то не то делаю, кажется... Под осуждающие взгляды офицеров военкомата (не оправдал оказанного доверия) резко повернул в сторону, оказавшись среди студентов культпросветучилища. Откуда, естественно, все-таки попал и в армию, годы службы - представьте себе - вспоминает как одни из самых интересных в жизни. Ах, нет, еще так здорово было работать в ставропольских парках организатором массовых меро-приятий, столько замечательных ребят повстречал. Ему всегда везло на друзей. Начиная с пионерских лагерей, о которых тоже вспоминает едва ли не с нежностью. За открывавшуюся там возможность гармоничного существования в своем ребячьем коллективе, так же как позже - в мужском армейском братстве. Послушать Александра - мир вокруг просто напичкан хорошими людьми. Несмотря ни на какие иные стороны жизни. Думаю, объяснение тому очевидно: он сам притягивает к себе людей изначально добрым взглядом на все и всех.

Недаром и на сцене он чаще всего оказывается положительным персонажем. Он даже мерзавца Паратова в «Бесприданнице» играл как по-своему несчастного и вовсе не самого плохого человека... Неожиданный ракурс, не правда ли? Лично мне это кажется искажением авторской концепции великого классика, но режиссеру-постановщику хотелось внести нечто свое, наверное, он имеет право. А уж актера судить тут и вовсе не берусь, вспомним: актер - исполнитель. Исполнитель роли, исполнитель поставленной задачи. Разумеется, не механический, а очень даже думающий и чувствующий.

- Не бывает героев однозначно «плохих» и «хороших», - убежден Александр. - Да и вообще, слава богу, времена белых и черных тонов миновали. В каждом персонаже есть столько разного, но - человеческого. За это мне дороги, например, мои король Генрих в «Королевских играх» и граф Алексей Орлов в «Царской охоте». С такими героями и сам проживаешь новую, полноценную жизнь! Конечно, вкладывая в нее кусочек своей души...

Жуков помимо актерского дара и сценической внешности обладает очень ценным качеством - умением слушать волю постановщика и двигаться в унисон со всем ансамблем спектакля в заданном направлении. Он никогда не бывает «отдельно» от участников того или иного эпизода, он словно кожей чует соседей по сцене. Не сомневаюсь: коллеги нередко бывают признательны Александру за такое со-участие. Кстати, он сам рассматривает каждый спектакль как «многослойное» коллективное произведение:

- Вы только представьте, идут репетиции, в цехах шьют костюмы, художники готовят декорации, в мастерских решают технические проблемы, весь этот огромный муравейник, - Александр обводит руками окружающее пространство, пытаясь «охватить» все здание театра, - масса народу работает месяцами, чтобы потом на сцене появились пять-шесть актеров... Зритель видит только макушку этого айсберга...

Наверное, такой, как он, просто не мог в конце концов не попасть в театр. Что и случилось, когда однажды раздался телефонный звонок и помнившая его по училищу преподаватель режиссуры Алла Гольская настоятельно посоветовала идти в студию, которую набирал Алексей Малышев. За окном стояли не самые лучшие для творчества времена, страну лихорадило и потряхивало после перестроек и реформ, на улицах толкалось казавшееся бесконечным море базарчиков, вчерашние инженеры с огромными сумками сновали челноками, добывая товар. В зрительном зале театра порой не набиралось и пятидесяти человек. И это еще хорошо, потому как кинотеатры и вовсе стояли закрытыми. И вот в такой атмосфере всеобщего обалдения от перемен группа ребят приступила к освоению не самой хлебной профессии. Это ведь только звезды сцены и эстрады получают большие гонорары. А тут - провинциальный театр...

- Актеры - это люди, не доигравшие в детстве, - полушутя пытается сконструировать теоретическое обоснование своего выбора Александр. - Нам обязательно надо нравиться. Девушкам, режиссеру, зрителям...

Все это верно лишь отчасти. Потому что профессиональный актерский «нарциссизм» - в хорошем смысле слова - далеко не объясняет всего того, что живет в загадочном для публики мире театра. Вроде бы придуманном, нарисованном и «всего лишь» сыгранном. Но почему-то оказывается, что все это не так уж и понарошку. Вряд ли сотни людей приходят в театр за иллюзиями и красивыми картинками. Как выразился актер, этот обман стоит того, чтобы посвятить ему жизнь...

Александр вспоминает дорогие для актера мгновения, когда после спектакля «Белая гвардия» вышедшие на традиционный поклон артисты... не услышали аплодисментов. Зритель еще жил эмоциями спектакля, люди словно не хотели рушить поселившуюся в зале неповторимую атмосферу сопереживания. Но актеры-то привычно ждали аплодисментов. Наконец все будто очнулись, была овация, цветы, вздох облегчения. А больше всего поразили двое пожилых мужчин, низко поклонившихся артистам. Потом узнали, что это бывшие офицеры, для которых судьбы героев пьесы были особенно близки...

Патриотическая тема и в искусстве, и в жизни волнует Александра с детства. Еще, наверное, с того школьного чтения пятиклассником Сашей стихотворения о подвиге летчика на войне.

- Дыхание перехватило от какого-то такого очень-очень сильного чувства, я его вспомнил потом, когда испытал нечто похожее на сцене...

Он любит военные песни, из которых когда-то в армии вместе с ребятами составил большой праздничный концерт. И еще считает себя безусловно советским человеком. Всегда гордился, что родился и вырос в Советском Союзе. И хотя, как и все мы, в последние два десятилетия пережил немало разных чувств вместе с резко изменившейся страной, остается таким же советским. Даже узнав «другую», не самую веселую, как он говорит, историю своей страны. Вообще-то от политики Александр принципиально далек.

- Все врут! - машет он рукой на нынешних политиканов. - Обливают друг друга грязью, а сами думают лишь, как бы карманы набить... Хотя, может быть, когда-нибудь я пойму, что и я должен что-то сделать. А пока просто тяжело видеть, как Москва живет сама по себе, а в ста километрах от столицы дети еще не знают, что такое ролики и как выглядит компьютер... Вот - Россия.

Как и многих из нас, его выручают книги. С детства много, «запоем», что называется, читает. Причем, как сам говорит, практически все подряд. Сожалея о том, что вот годы летят, и скорее всего много хороших книг просто не успеть прочесть! Сейчас одновременно на его столе - Мариэтта Шагинян, Григорий Горин и толстенный том одесского юмора. Искренне любит замечательные рассказы раннего Алексея Толстого. Влюбляется в героев книг, находя созвучие собственному ощущению жизни. Как влюбился подростком в Тиля Уленшпигеля, по сей день остающегося его кумиром. Мечтает: вот бы сыграть Тиля на сцене! Еще совсем не поздно, возраст ого-го как позволяет, а главное - есть понимание и есть профессиональная зрелость. Дай бог, найдется режиссер, который это поймет.

Зритель всегда радуется, видя знакомого актера в новом для себя облике, новом человеческом качестве. Мне особенно памятен сыгранный Жуковым полковник в «Соловьиной ночи». «Состаренный» умелой рукой гримера, актер не только внешне преобразился, но сумел показать человека очень цельного, сильного характером и одновременно - при всей командирской строгой суровости - умеющего разглядеть в подчиненном не просто солдата, но - личность, с ее «маленькими» на фоне большой войны переживаниями. В принципе, любой спектакль «держат» прежде всего глубокие, интересные актерские работы. А уж если постановка в целом удалась, актер выигрывает вдвойне. Как было, например, с «Осенними скрипками» нашего ставропольского классика Ильи Сургучева или с еще более давней работой Алексея Малышева «Деревья умирают стоя». Вообще, признается Александр, всем им, когда-то пришедшим в малышевскую студию, повезло учиться у признанного мастера, которого они пусть и в шутку, однако же не случайно звали Папой. У Малышева прошли они бесценные уроки настоящего русского психологического театра. Театра, который, уверен Жуков, был, есть и будет всегда, даже при том что нынче отечественная сцена переживает, быть может, не лучшее время.

Свой, ставропольский театр Жуков видит в ряду тех добротных провинциальных театров, которым тоже приходится непросто, но в стенах которых живет Традиция. Да, возможно не всегда и не все ладно с подбором пьес, размышляет актер, не очень-то ему нравится, как сам выражается, «делать из зрителя дурачка», хотелось бы «сыграть тонко», и он верит, что такой момент придет обязательно. И, как бы это ни звучало для кого-то банально, считает, что театр по-прежнему - высокое искусство, призванное воспитывать в человеке - человеческое.

*****

Александр называет себя счастливым, правда, постучав при этом по дереву. Да ведь так оно и есть. Если утром с радостью идешь на репетицию, а вечером волнуешься - все-таки волнуешься! - перед спектаклем. А дома слышишь смех шестилетней выдумщицы Машеньки, которая, разумеется, растет истинным театральным ребенком. Ведь в семье целых два ведущих артиста театра, мама - актриса Ирина Баранникова у них вообще красавица... А в выходные Александр с друзьями садятся на спортивные велосипеды и отправляются в путь, бывает - не один десяток километров наматывают. Еще можно посидеть с удочкой на берегу пруда. Столько в жизни хорошего! И еще столько хочется сыграть...