00:00, 24 апреля 2007 года

Долгая дорога к школьнику

Возникает вопрос, почему при безусловном одобрении на всех уровнях власти идея так медленно воплощается в жизнь? Уже и первый вице-премьер Дмитрий Медведев отозвался о ней как об очень полезном начинании, и Госдума при обсуждении бюджета на ближайшие три года внесла предложение о выделении средств на молоко для наших школьников. Сторонником программы является и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, а главный санитарный врач России Геннадий Онищенко прямо заявил, что «программа «Школьное молоко» - это хороший проект, который нужно реализовывать с большей настойчивостью, чем это делается сейчас. Его нужно лоббировать всеми доступными нам средствами».

Главе Россанэпиднадзора не понаслышке известно, как обстоит дело со здоровьем учащихся. По данным медиков, до 95 процентов детей сегодня выходят из школы в лучшем случае условно здоровыми. Болезни зрения, опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта у детей – сегодня на первом месте. И в немалой степени это связано с питанием.

По словам Геннадия Онищенко, нагрузка на учащихся в последние годы увеличилась, ребята проводят в школе по 10-12 часов. «Если их не кормить в школе, то нужно понимать, что мы системно губим здоровье наших детей, губим будущее поколение», - сказал он и подчеркнул, что «вопрос школьного питания можно решить в 1-2 года. Тут даже не стоит вопрос – можно ли? Нужно! Другого пути нет. Мы называем себя богатой страной, в которой ежегодный прирост ВВП составляет 8 процентов. Так на кого тратить эти деньги? Прежде всего на детей».

Программа «Школьное молоко» - как раз недорогое и эффективное решение. Но продвигается она медленнее, чем должна бы. Даже там, где программа начала реализовываться, возникают препятствия. Причем иногда от излишней инициативы на местах. Например, в одном из регионов решили, что неплохо будет заменить молоко соками или кисло-молочными продуктами. Дескать, многие дети не любят молоко. Но пришли к такому выводу взрослые, причем на основании опроса…детей. Что, мягко говоря, неправильно. Не все дети привыкли пить молоко, да и не все родители настолько образованны, чтобы знать, что ребенку в возрасте до 14 лет необходимо ввести в организм 1 кг кальция, и легче, дешевле и эффективнее всего это сделать через молоко.

Есть и другие аргументы в пользу натурального молока в питании школьников. Элементарный экономический анализ показывает: ферментированные продукты, как, например, кефир, сами по себе дороже молока в пересчете на единицу продукции, да и транспортные затраты и поддержание «холодной» цепочки перевозки значительно увеличат стоимость программы.

А как вести учет? Ведь практически никогда в классе не бывает стопроцентной посещаемости. Школьники, к сожалению, болеют нередко. Получается, что

2-3 не выпитых сегодня пакетика кефира надо будет перенести на завтра, а завтра их будет 5-6, и что с ними делать в конце недели? Где хранить скоропортящийся продукт, который спустя несколько дней все равно придется выбросить? Не может рассматриваться в качестве полезного и безопасного питания и разливное молоко. Неизвестно, в каких условиях оно будет кипятиться, а затем разливаться в стаканы сомнительной чистоты. Тем более что качество воды, которой моются стаканы, далеко от гигиенических норм. По данным, приведенным в государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ» за 2005 год, доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, достигает в ряде регионов 20 и более процентов. Ежегодно возрастает количество аварий на водопроводных и канализационных сетях, устранение которых проводится несвоевременно и некачественно, что становится причиной возникновения вспышек острых кишечных инфекций. В 2005 году зарегистрированы 62 вспышки, связанные с плохим качеством воды, в которых пострадали 5045 человек.

Молоко же из предлагаемой программы благодаря современным технологиям обработки и упаковки гарантированно безопасно. При этом оно сохраняет все питательные вещества и витамины и может храниться при комнатной температуре до полугода. Помимо того, что асептическая упаковка молока с индивидуальной трубочкой гарантирует безопасность его употребления, она еще и помогает сократить транспортные и складские расходы – нет необходимости завозить молоко в школу каждую неделю, это можно делать значительно реже. И учет вести проще.

Вместо того чтобы играть в демократию, мол, нравится не нравится, нужно просто воспитывать навыки правильного, здорового питания. В конце концов где, как не в школе, этим заниматься. Так поступили в свое время в Удмуртии. По словам заместителя министра торговли и бытовых услуг республики Каринэ Давтян, «многие говорили, что дети не хотят пить молоко. А мы были убеждены, что нужно им его просто предложить». Это показывают и данные опросов в тех регионах, где программа «Школьное молоко» уже действует не первый год. Более 90 процентов родителей сказали, что их дети пьют молоко, которое получают в школах, а пятая часть родителей отметили, что дети стали меньше болеть.

Евгений ГОЛУБЕВ