00:00, 2 февраля 2007 года

В поиске преданных дураков

- Дайте время, и Ставропольский край будет чуть ли не раем для спортсменов, поддержать мои начинания сюда прибудут не только ведущие спортсмены страны, но и представители политического олимпа, включая руководителя Росспорта В. Фетисова, - говорил, вступая в должность председатель крайспорткомитета. - Я создам такую систему управления, что деньги инвесторов хлынут в край, и он будет нашпигован спортивными объектами.

Прошел год. И сегодня нет ни денег инвесторов, ни политической элиты, а вслед за опытными специалистами один за другим потянулись в другие регионы страны, оформив так называемый параллельный зачет, и ведущие спортсмены края - Т. Павлий, М. Абакумова, Ю. Воронкин, Д. Айрапетян – будущее олимпийского завтра Ставрополья. Неуютно им стало в «рае» Могилинца, не смог он решить их проблем. А на сэкономленные в итоге 800 тысяч рублей оказалось полезнее купить для транспортировки собственной министерской особы иномарку. Слава Богу, «номер» не прошел.

Целого года не хватило спортивному чиновнику, чтобы определиться с приоритетами деятельности и разработать концепцию развития спорта в Ставропольском крае, а целевая программа по строительству и ремонту спортивных сооружений тихо, без лишнего шума приказала долго жить, помпезные речи на первой мартовской коллегии крайспорткомитета 2006 г. о начале коренного перелома в строительстве спортивных сооружений ушли в историю. Новоявленный министр не смог даже скоординировать работу по строительству подаренного краю футбольного поля с искусственным покрытием, доделать то, что начал его предшественник Р. Койбаев. Так до сих пор и лежат на территории училища олимпийского резерва развернутые рулоны искусственного покрытия и ждут первого солнышка.

Только под занавес минувшего года, наконец, в муках родилось распоряжение правительства края о создании в Ставрополе спортшколы по дзюдо.

Но объективности ради отметим, что татами в спорткомплекс «Дружба» действительно приобретен по настоянию Н. Могилинца, а вот к строительству самого комплекса, как это преподносит министр, он не имеет никакого отношения. Не надо быть умудренным опытом строителем, чтобы понять, что такие объекты за месяц не строятся. Понятна и дальнейшая логика министра: спортшкола по дзюдо теперь будет …арендовать спорткомплекс «Дружба» за 700 тысяч рублей в год.

Понимая, что по итогам своей деятельности в 2006 году хвастаться нечем, Н. Могилинец на собрании руководителей спортивных федераций продекларировал, что ему для создания «системы организации управления» необходимо еще 2-3 года. Предав забвению достижения ставропольского спорта, он начал писать его новейшую историю. Всего же по спортивной отрасли в результате действий Н. Могилинца в минувшем году не было израсходовано почти девять миллионов рублей – в результате не только не были проведены многие соревнования для ведущих спортсменов, исключая командные виды, не было проведено ни одного учебно-тренировочного сбора, нет необходимого снаряжения даже для представителей олимпийских видов, не отремонтирована спортивная база.

И это еще не все: в результате «дипломатичной работы» министра утеряны надежды на привлечение инвестиционных 10 миллионов рублей для строительства легкоатлетического манежа. Конфликт с инвестором дошел до того, что даже было подано заявление в прокуратуру о возбуждении в отношении Н. Могилинца уголовного дела. Теперь нет ни инвестора, ни денег, а следовательно, и нет манежа – вполне прогнозируемый результат. Даже план первоначальных действий губернатора подвергся ревизии со стороны Н. Могилинца. Ведь никто другой, а именно министр спорта отказал в финансировании соревнований… на Кубок губернатора по теннису и Кубок губернатора по кикбоксингу, которые были включены в план. Уже не хочется и вспоминать, с каким позором прошел в 2006 году розыгрыш Кубка губернатора по легкой атлетике, где победителям от имени А. Черногорова за победу вручали по …300 рублей. В других регионах на подобных турнирах фигурируют суммы в десятки раз выше.

Заявив в начале своей карьеры со всех трибун о борьбе за создание новой «системы организации управления в мертвом крае», Н. Могилинец отправился в крестовый поход. Только забыл, что этот «мертвый край» уже десять лет возглавляет А. Черногоров, который и назначил его министром. И первыми, на кого был направлен гнев высокопоставленного спортивного начальника, оказались руководители спортивных учреждений с наиболее высоким уровнем бюджетного финансирования – училища олимпийского резерва, краевой футбольной школы, спортивных клубов мастеров.

Посыпались бесконечные проверки, объяснительные, докладные и милые сердцу нового начальника служебные расследования. «Больше негатива!» - настойчиво звучал призыв министра к проверяющим. Головы летели одна за другой.

Сменив трех директоров подведомственных учреждений, Н. Могилинец неожиданно для себя получил отпор от работников краевого спортивного ведомства: все наложенные им взыскания были отменены по предписаниям инспекции по труду и прокуратуры, а начатые расследования ни к чему не привели. Тогда новоявленный министр решил пойти другим путем – через реформирование штатной структуры. В результате такой реорганизации трое сотрудников понижены в должности, а один уволен с нарушением трудового законодательства.

Об отношении министра с подчиненными краевая пресса уже писала не раз. Только эти публикации мало что поменяли в психологии бывшего военачальника. «Воры, негодяи, саботажники, ведьма, мусор, дурак» - вот неполный перечень имен, которыми «крестит» Н. Могилинец не только сотрудников министерства спорта, но и других ведомств и организаций. Об одном из работников министерства финансов края он заявил «Да она воровка, и ей место в тюрьме!». Футбольному клубу «Динамо» Ставрополь он не дает денег, искренне считая, что их там… пропьют(NULL!). «Не твое собачье дело!» - вот весь ответ юрисконсульту министерства С. Атрощенко на решение вопроса об оплате труда очередной секретарши, которых за год было аж пять. Ну никак министр не может отвыкнуть от казарменного стиля общения со своими подчиненными. «Я всех уволю, наберу дураков, но преданных! Да, это не армия!» - сокрушается начальник на каждой летучке. Почему-то сразу на память приходят высказывания из сленга армейской службы: «Чем больше в армии дубов – тем крепче оборона!». К удивлению министра, никто не хочет ходить строевым шагом и безропотно вторить ему.

Умиляет сама система организации управления в министерстве. Н. Могилинец запретил, например, секретарю регистрировать обращения, а служебные записки работников ведомства запретил даже принимать. И если кому-нибудь надо подать какое-либо обращение, то несколько человек отправляются в приемную, сдают документ и составляют акт о том, что данный документ… сдан в приемную. Ну а если вам вдруг понадобится снять ксерокопию, то ваш алгоритм действий должен быть следующим. Пишете заявление на имя министра о разрешении снять копию с приложением копируемых документов, ваше заявление рассматривает министр, если получаете добро, то… И тут вы опять ошибаетесь. Ксерокс находится в отдельном кабинете, а ключ от него опять же у министра. Вам необходимо обратиться к другому сотруднику, которому министр выдаст ключ, потом только вы можете с данным сотрудником открыть кабинет и сделать копию. В трепетной заботе о копировальной машине министр распорядился выделить для нее отдельный кабинет своего бывшего заместителя.

Используя в лексике типовые штампы – «воры» и «негодяи», Н. Могилинец сам попал в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов. Конец 2006 года для министра ознаменовался чередой вызовов в прокуратуру и антимонопольную службу, следственными действиями и визитами сотрудников ОБЭП, а начало 2007 года – административным штрафом в 10000 рублей за нарушение порядка проведения государственных закупок.

А не понравилось сотрудникам правоохранительных органов то, что при исполнении государственного контракта на выполнение строительных работ строительной фирмой ООО «Новый век», которая, кстати, из милой сердцу министра Ростовской области, в казначейство были представлены фиктивные акты выполненных работ, т. е. часть работ просто не выполнялась, а деньги были за все заплачены. Ну не нашлось в нашем крае своих строителей, и тогда Н. Могилинец решил с ростовчанами заключить еще один контракт – уже на два миллиона рублей. Да вот не срослось – министерство финансов отказало.

Сущность личности нашего героя, уверившего, что его окружают воры и саботажники, все стремятся подставить его, везде блокируют, берет свое. Никого не удивит, если скоро в штатном расписании министерства появятся структурные подразделения с названиями – «следственный отдел», «отдел по исполнению наказаний», «отдел по приведению приговора в исполнение», «отдел утренней и вечерней проверки», «тайная канцелярия». Ну не дает покоя министру уязвленное самолюбие, а вернее, гордыня. Вся его деятельность - это один сплошной конфликт. Помнится, в начале правления, стремясь поднять свою значимость, Николай Николаевич частенько повторял фразу «Я ограничу доступ в свой кабинет!». И действительно работники отрасли часами не могли попасть к нему на прием. Теперь же люди сами перестали ходить к министру, т. к. знают, что не решит он их проблем. Сами собой опустели коридоры спортивного ведомства…

Теперь, в предвыборную пору, Н. Могилинец встречается с общественностью и рассказывает о достижениях края, только о своих «успехах» умалчивает. Впрочем, о них в течение минувшего года было достаточно публикаций в краевой прессе, ведущие спортсмены Ставрополья проводили акции протеста, требуя освободить наш спорт от заезжего лихого вояки, встречались с членами ПСК, но в ответ - мертвая тишина. Если министр спорта является одним из олицетворений краевой исполнительной власти, то это не лучший козырь в борьбе за людские симпатии. Особенно в пору, когда они особо нужн

* * *

Справка «СП»:

Василий СКАКУН - Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России и СССР, член коллегии министерства физкультуры и спорта СК, директор Ставропольской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва.

Василий СКАКУН