00:00, 20 января 2007 года

Три кита воспитания

Обыкновенная история? Конфликт отцов и детей? Нам кажется, что уже только эти формулы способны объяснить все - на самом же деле у каждого поколения свое самосознание, свои противоречия и, на-конец, свои бесы. И если рассматривать проблему отцов и детей не как теорию, а как действительность, надо признать, что реальная историческая ситуация, в которой мы все оказались, предельно усложнила взаимодействие старших и младших поколений. Ведь отношение сыновей к отцам не замыкается только на родственных чувствах, а распространяется на сыновнее принятие прошлого и настоящего своего Отечества. Отцовство тоже предполагает любовь старшего поколения к идущим на смену детям. Но если семейственность между поколениями исторически взорвана и нарушена, это угрожает здоровью национального организма. Кстати, мой знакомый затронул еще один важный мотив. Он сказал: «Что-то, наверное, в воспитании детей упустил, какие-то, может быть, «общие вопросы». Не помню, чтобы мы говорили о нашей культуре, истории... Возможно, как раз здесь наибольшие потери...». А ведь этот человек прав. Чтобы не опускать руки и не шарахаться от каждой случайной тени, надо найти свои «три кита» воспитания, определив нечто самое существенное в отечественной культуре. Что это может быть? Российскую культуру мы привычно воспринимаем как часть европейской, ища с ней очевидного сходства, и оно действительно есть. Гораздо реже мы думаем об отличиях, дающих нам возможность спокойнее и строже увидеть самих себя. Высшее достижение европейской и русской культуры - это XIX век с его реалистическим романом. Главный герой европейского классического романа - человек, ищущий славы, богатства, власти. Такова его высшая цель. Какие-либо иные мотивы личности и счастья европейская литература по большому счету не исследует. В русском же романе главными героями предстают люди, которые ищут смысл веры и бытия. Они могут быть тоже богатыми, иметь власть и славу, но без веры и смысла они обессилены - в этом-то и заключается наше жизненно важное отличие. Когда вся грамотная Европ жадно интересовалась плотскими приключениями героев «Декамерона», на Руси читали жития святых. Пушкин с просветленным чувством говорил о монахах, с которых началось просвещение в России. А славянскую письменность создали равноапостольные святые Кирилл и Мефодий. Представим только: создание славянского алфавита было приравнено к подвигу распространения христианства, вот что такое наша культура, и с этим ничего не поделаешь. С этим надо считаться. Желая, чтобы наши дети на американский лад стали «успешными», но не перестали быть русскими, мы хотим взаимоисключающих вещей. И все потому, что истоки нашей культуры сильнее нас, прочнее любой современности. Сегодня российское общество словно бы еще бессильно перед произошедшей «революцией сверху», но в итоге именно оно возвращает все на круги своя. Мы не можем подсказать детям правильный выход из любого положения, дети все равно будут жить в другом мире. Но чтобы они оставались людьми нашей культуры, чтобы не теряли моральную силу, их надо научить «помнить о Боге» или о том, что есть «высшие ценности», и тогда, они сами найдут выход из любого противоречия...

Конфликт «отцов и детей» в основном проблема семейная. В семье действуют охранительные силы, вот почему содержание семейной жизни не может поглотить ни одна социально-политическая система. Нормальная здоровая семья - место, где присутствует любовь. Это в государстве можно обойтись без Бога, а семья без любви - не семья... Вернусь к началу нашего разговора. Счастливым папашей мой знакомый был до конфликта со своей женой. «Семью мы сохранили, - сказал он, но...» Не здесь ли одна из причин раздора отцов и детей? Воспитать нравственно здоровых, счастливых детей могут лишь счастливые родители. Однако в реальной жизни столько личных неудач и трагических судеб, что в итоге все сводится к мысли: родители сумели дать жизнь, но открыть своим детям путь к любви, внутренней свободе, вере и совести не сумели.

Есть и еще один, третий «кит» воспитания, не помня о котором трудно рассчитывать на взаимопонимание поколений. Юноша верно указал на эту проблему. «Мы стали свободными, - сказал он, - а вы этого принять не хотите». Только как молодые понимают свою свободу? Перекладывать деньги из кармана в карман? Или как право сильного? Как моду? Сегодня ни школа, ни родители, ни иные институты, кроме церкви, проблемой свободы не занимаются. Ну разве только на свой лад - улица и ТВ? Свободы в России оказалось так много, что мы и не заметили, как превращаемся в рабов этой свободы. В то время как культура, цивилизация, любовь, семья, воспитание - вся жизнь - это не что иное, как поиски способов ограничения свободы. Хорошие родители те, кто сможет научить ребенка добровольно отказаться от свободы, оставаясь при этом свободным человеком. Но это уже тема другого разговора.