00:00, 23 августа 2006 года

Не пытайте террористов

Тематика семинара, затрагивающая вопросы, особо значимые не только для ЧР, Южного федерального округа, но и России в целом, определила и круг поднимаемых проблем, и статус приглашенных лиц.

- Это далеко не первое меро-приятие в рамках программы, - говорит директор Международного центра проектов и программ развития федеративных отношений и региональной политики Светлана Бастанжиева, один из организаторов семинара. – Защита прав и свобод граждан в Чеченской Республике напрямую затрагивает и все соседствующие субъекты. В нынешнем семинаре примут участие три эксперта Совета Европы, уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека, сотрудники аппарата президента РФ, руководители силовых структур и правоохранительных ведомств, правозащитных организаций, судебной ветви власти России, ЮФО, Ставропольского края, Чеченской Республики.

Со вступительным словом на семинаре выступил зампредседателя правительства края Василий Бондарев, который отметил, что проблема защиты прав и свобод актуальна для всех граждан России.

Доклад руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в ЧР Умара Джумалиева вызвал неоднозначную реакцию у присутствующих. Вопреки сравнительно давно внедряемому мнению о том, что установление демократических основ в республике идет полным ходом, Умар Джумалиев считает, что в Чечне и по сей день нередки вопиющие случаи нарушения прав граждан, причем – со стороны государственных структур. И в первую очередь это касается похищения людей, когда найти виновных практически невозможно. Это связано с тем, что расследование таких дел сильно затруднено. По словам Джумалиева, известно о многих фактах участия в преступлениях сотрудников правоохранительных органов и военных, прибывших в республику для установления конституционного порядка. Однако при сборе доказательств сотрудникам чеченской прокуратуры чинят различные препятствия. Выход уполномоченный видит в создании межведомственной государственной комиссии по расследованию похищения граждан. Этот шаг президента России, уверен Джумалиев, стал бы началом реализации на территории ЧР Конвенции по правам человека.

Еще одной темой семинара стали вопросы, касающиеся практики Европейского суда по правам человека по проблемам, связанным с работой правоохранительных органов в ЮФО. Павел Лаптев, уполномоченный РФ при Евросуде, начал с того, что раскритиковал деятельность высшей европейской судебной инстанции. Сильно «хромают» отчетность и статистика. Но это – не главная проблема. Люди по нескольку лет (и это тоже проблема) ждут решения Евросуда, а потом получают ответ: «Жалоба неприемлема». При этом мотивировка принятого решения не приводится, и человек, просивший защитить свои права и свободы, остается в неведении, что именно послужило причиной отказа.

Основными российскими «болячками», которые затем выливаются потоком жалоб в Европейский суд, остаются неисполнение решений российских судов, нарушение прав человека в так называемых местах ограничения свободы (следственные изоляторы, изоляторы временного содержания), а касаемо Чеченской республики – похищение людей. При этом Павел Лаптев подчеркнул, что случаев репрессий к гражданам, обратившимся в Европейский суд, в России не было.

Затронули на семинаре и проблему силовых методов, используемых при расследовании преступлений (попросту говоря, пыток). Об их недопустимости даже в борьбе с таким страшным явлением современности, как терроризм, говорил эксперт Совета Европы Айтала Розарио. «Улики, полученные такими методами, - подчеркнул он, - не могут приниматься судом в качестве доказательств».

Он же обратил внимание и на такую проблему, как конфликт между внутренним и международным правом. По мнению эксперта, международные обязательства должны превалировать над внутренним законодательством государства. Правда, в том случае, если не затрагивают его фундаментальных основ. Заметим, что не все присутствующие согласились с его аргументацией. Единственное, в чем участники семинара достигли полного консенсуса, так это в том, что все граждане России имеют полное право на защиту жизни и личной неприкосновенности. Ведь это – главные права каждого из нас.