00:00, 14 июля 2006 года

На фоне классиков, или Прошу учесть мое мнение

Итак, вчитаемся (не забывая при этом старую истину: сколько людей – столько и мнений) в письма, чьи авторы явно демонстрируют гражданское неравнодушие. Так, житель Ставрополя О.Бубенин признателен авторам упомянутых публикаций и полностью разделяет мнение о том, что «проспект К.Маркса нашего Града Креста надо назвать именем великого поэта». Быть может, он забыл, что в Ставрополе уже есть такая улица? Нет, не забыл, ибо далее ратует за возвращение нынешней улице Пушкина ее старого названия Семинарская (Учительская). И еще интересуется мнением коллектива и ректора Ставропольского государственного университета на предмет присвоения вузу имени Пушкина. Извините, но, по-моему, чехарда получается. Если университет будет стоять на Учительской, она же Семинарская, какое отношение к этому будет иметь присвоение ему имени поэта? Почему не какого-нибудь ученого или политика, педагога или военачальника?

«Мне, как жительнице этой улицы (проспекта К. Маркса. - Н. Б. ), было бы приятнее проживать на улице с более историческим названием», – продолжает заочный диалог ставропольчанка Т. Силантьева. По-видимому, под словами «историческое название» она подразумевает нечто, имеющее непосредственное отношение к истории именно Ставрополя, а не истории вообще, ибо и К. Маркс, как к нему ни относись, – тоже принадлежит истории. По-своему аргументирует предложение о переименовании главного проспекта краевого центра М. Диденко: «…ставропольцам Пушкин особенно дорог». Трогательно, не спорю. Но что скажут остальные города России, которым поэт дорог ничуть не меньше? И ведь в этом же письме есть другие строки – действительно верные о том, что и Пушкина, и Лермонтова читает и любит вся Россия… И сколько улиц носят эти дорогие имена, наверное, не счесть.

В отличие от тех земляков, что дружно ополчились на Карла Маркса, ставя ему в вину даже сталинские репрессии (а почему не хрущевские реформы или горбачевскую перестройку?), спокойнее рассуждают члены семьи Зайко. Их коллективное письмо более нейтрально, лишено идеологических наслоений: «Карл Маркс пускай даже и написал большие исторические труды, но их такие простые люди, как мы, никогда не читали…». А потому, считают они, если «главная улица Ставрополя будет называться Пушкинской, наш город преобразится, он станет дороже каждому жителю». Если бы так! Стоило б тогда вписать в городскую карту проспект Счастья и улицу Всеобщего Благоденствия…

Известный довод приведен в письме А. Разумова: переименование центральных улиц города повлечет за собой серьезные материальные затраты, а лишних денег в городском бюджете, конечно, нет. Правда, далее автор письма приводит и контрдовод. Когда ставили монумент Ангела-Хранителя на улице Маршала Жукова, тоже многие возражали, предлагая направить эти средства на более земные цели. А сейчас к сооружению не только привыкли, считает А. Разумов, но оно и радует глаз… Не знаю, не знаю. У меня почему-то перед глазами - ужасающее своим видом (отнюдь не радующее глаз!) здание краевого театра кукол, столько лет ждущее ремонта.

Мне вот ничуть не мешает имя Маркса на табличках проспекта. Более того, теперь, по прошествии реформенных лет, считаю: нельзя нам больше ничего переименовывать. Потому что в названиях и именах содержится неосязаемая, но такая важная память. Давайте смотреть на прошлое без политики, как на данность, существующую независимо от нас. Давайте не уподобляться поколениям предшественников, столько успевших переименовать, что хватит еще и нашим внукам! Иначе вновь и вновь будем тонуть в бесконечных поисках так называемой исторической справедливости, которая – достижима ли? Сколько уже написано нашими уважаемыми краеведами по поводу когда-то утраченных названий улиц. Да, был Архиерейский переулок, были Барятинская и Варваринская… Но пришедшие им на смену тоже ведь несут в себе историческое содержание, и не случится ли так, что и эти названия потом тоже захочется вернуть все из тех же побуждений? Кстати, есть и сегодня среди ставропольцев, в том числе – ученых-историков, немало сторонников сохранения примет эпохи социализма. Потому что эпоха-то была, из песни слова не выкинешь. Между тем у нас столько реальных, гораздо более насущных забот, вот куда приложить бы и общественную инициативу, и усилия власть предержащих. Что касается тоже всерьез обсуждаемого авторами писем перемещения памятника А. Пушкину, то оно и вовсе представляется необоснованным. Нам, живущим в новом уже столетии, честное слово, не очень понятны рассуждения позабытых бывших секретарей крайкома КПСС. Александр Сергеевич, куда его ни поставь, будет неизменно осенять нас немеркнущим светом своего гения.

Еще хочу напомнить нашим уважаемым корреспондентам, что факт публикации в газете того или иного материала не означает, что газета поддерживает точку зрения автора. Впечатление же от упомянутых посланий возникает такое, что авторы восприняли публикации чуть ли не как сигнал к некой почти политической акции. Одна читательница даже так и написала: «Прошу учесть мое мнение», словно уже завтра в Ставрополе начнется «кампания по переименованию».

В завершение остается сказать спасибо всем написавшим добрые слова в адрес газеты и желающим ей успехов. Поверьте, нам приятно каждое ваше письмо, потому что читательские строки продиктованы, как правило, искренним сопереживанием, в них бьется живой пульс сегодняшнего дня. «Давайте говорить друг другу комплименты»! И не только…