00:00, 13 июля 2006 года

Почему «сохнет» зеленый змий

Cейчас в ставропольских магазинах и ресторанах нет элитного импортного алкоголя. В небольших количествах поступает только среднеценовой: на прилавках увидишь не более десятка его разновидностей. Резко снизился и ассортимент отечественного спиртного. На магазинных полках пустые места заняла в основном пивная продукция. Население, уже забывшее о вечном советском дефиците, заговорило о «сухом» законе номер два… Неудачный опыт, конечно, вряд ли повторится. Но вопрос, когда алкогольный рынок начнет «работать» нормально и как изменятся цены на спиртное, остается открытым.

После запрета на ввоз в Россию грузинских и молдавских вин рынок поразила более глубокая депрессия. В силу вступили многочисленные поправки к ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В частности, с 1 июля запрещена продажа горячительных напитков с акцизными марками прежнего образца. Поменялись также требования ко всему процессу маркировки. Право на это получили только предприятия-производители. Федеральная марка теперь содержит специальный штрих-код с подробной информацией о содержимом бутылки и его производителе. К тому же можно констатировать, что государство оставило на алкогольном рынке только крупных игроков: торговать спиртным теперь могут организации, имеющие статус юридического лица.

Главная цель «алкогольных нововведений» – усилить контроль за производством и оборотом спиртного в России: теоретически будет известна судьба каждой бутылки. Но пока отрицательные результаты затмевают все положительные. Новые правила игры на алкогольном рынке приняты не в полной мере: отсутствуют некоторые уточняющие подзаконные акты. Да и вся «перетасовка» ведется довольно сумбурно.

Только в конце мая (по сути, за месяц до окончания срока легального оборота алкогольной продукции с марками старого образца) было объявлено о возможности перемаркировки алкоголя. На оптовые склады производителей потянулись машины с миллионами бутылок. Каждая из них должна была пройти сложную процедуру инвентаризации, а после получить новую марку. Как и ожидалось, производители с таким объемом продукции к положенному сроку не справились. В связи с этим в начале июля Министерство финансов РФ объявило о продлении сроков перемаркировки спиртного до 1 сентября текущего года.

Долго решался вопрос об импортном спиртном. Порядок его перемаркировки и ответственных за это определили всего несколько дней назад: «наклеивать новую марку» на заморские бутылки будут таможенные органы.

В процессе всех нелегких преобразований возникали также проблемы с поставками в регионы акцизных марок нового образца и несвоевременной закупкой предприятиями специального оборудования для нанесения штрих-кода и дальнейшего занесения информации в единую автоматизированную систему. Так, на Ставрополье новые акцизные марки поступили только в феврале. Как сообщили в краевом министерстве экономического развития и торговли, к настоящему моменту ситуация с поставкой марок стабилизирована. Но из тридцати двух ставропольских предприятий, имеющих лицензию на производство бутилированной алкогольной продукции, выпускают ее пока только двадцать два. Более того, оптовую торговлю алкоголем иногда парализуют сбои в единой автоматизированной системе, которыми и было ознаменовано начало июля. По прогнозам минэкономразвития СК, ситуация на ставропольском алкогольном рынке должна нормализоваться только к началу осени.

Печальное следствие всех нововведений – убытки и розничных реализаторов, и оптовиков. Первые не успели продать всю «старую» спиртную продукцию, а новая поступает в малых количествах. Вторые же не справляются с оборотом алкоголя: склады перегружены продукцией. Как признаются предприниматели, потери составляют почти треть дохода. Возврат средств законом не предусмотрен. Поэтому вполне возможно, что убытки будут компенсированы за счет роста цен на горячительные напитки. По некоторым предположениям, алкоголь подорожает на 10-15 процентов.

* * *

Среди ставропольских предпринимателей бытует мнение, что острый дефицит марок нового образца был создан искусственно: весь процесс затянули, чтобы поддержать отечественного производителя и укрепить российский алкогольный рынок. Но, видимо, поддержка будет ощутима еще не скоро. «О позитивном говорить рано, пока не заработала вся система. В крае из оборота было выведено алкогольной продукции больше чем на сто миллионов рублей, – комментирует ситуацию на алкогольном рынке края председатель Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ Сергей Харитонов. – На Ставрополье мы потеряли почти половину лицензиатов. Больше всего беспокоят села, где лишь небольшая часть индивидуальных предпринимателей зарегистрировались как юридические лица и получили лицензии. Так, в Красногвардейском районе таких только девять процентов, в Нефтекумском – пять. Самый большой показатель в Туркменском и Апанасенков-ском районах – по одиннадцать процентов. Главная причина такого низкого показателя традиционная – нехватка денег на переоформление документов, которое обходится примерно в пятьдесят тысяч рублей».