00:00, 24 июня 2006 года

Цветы, Бог и солнце

Визитная карточка этого художника способна заинтриговать даже далекого от живописи человека. Со своими выставками С. Паршин объездил полмира, побывав в Европе, Америке, Азии, Африке. Его картины находятся в частных собраниях Патриарха Алексия II, В. Путина, М. Горбачева, в галереях и музеях России, Германии, Франции - более чем в двадцати пяти странах.

- Сергей Николаевич, культура давно именуется второй природой человека. Художник словно выходит из обычного мира, чтобы найти в своем творчестве то, что он затем миру возвращает. С одной стороны, достигнуты виртуозные художественные свершения, с другой... Не создается ли у вас впечатления, что в современной суете люди утрачивают способность полноценно постигать классическое прошлое?

- Надо почаще вспоминать собственную историю. В 1943 году руководство страны отозвало с передовой художников и устроило в столичном Манеже грандиозную выставку. Воссияли краски. В них питал новую силу дух нации. Шла война, но люди не перестали писать романы, картины, стихи и песни. Был открыт второй - художественный - фронт, там и вызревали идеи и образ Победы... Сегодня государство не помогает, ну так хотя бы защитило от тех, кто забирает часто последнее.

- Это сладкое слово свобода...

- Свобода оказалась не такой уж от нас свободной. Я теперь смотрю на людей и прежде всего пытаюсь понять, кто передо мной - созидатель или разрушитель? На мстительной иронии, жажде скандала многие, как из воздуха, сделали себе «имя» и карьеру. Помните печально знаменитую московскую выставку «арт-миф», когда, страшно произнести, «художник» рубил иконы...

- С другой стороны, люди, воспитанные на сюжетной русской живописи, столкнулись с новыми явлениями разного рода романтической символики. Что, реализм идет на убыль, будучи не модным?

- Традиция - не слепое повторение. В свое время классики тоже искали собственную стилистику, и кто-то также упрекал их в отходе от реализма. Однако творчество - вещь неуправляемая, это как цветок, пробивающийся сквозь асфальт. Над ним лишь Бог и солнце. Ставропольская живопись обрела свое лицо, которое существует в многообразии разных школ, творческих почерков, направлений. В то же время мало назвать Кленова, Казанчана, Гречишкина, Чемсо, Соколенко, Горбаня, Киракозова и многих других классиками. Тут необходимо движение души, собственное открытие. Примеры? За четыре года до смерти, в 1515 году, Леонардо да Винчи приехал во Францию. На престол взошел король Франсуа I. Он привлекал ко двору таланты, понимая, что нельзя лишать будущее художественных свидетельств эпохи. Как-то старый Леонардо сидел у холста и у него упала кисть. Франсуа I подбежал и поднял ее. Естественный жест человека. Короля. У нас тоже есть свои гении. Павел Гречишкин безвозмездно передал городу более 400 картин! Такую красоту! На сто лет вперед облагородил звание ставропольского художника.

- Творческий и нравственный поиск идет в самых разных направлениях, и ставропольская палитра, как никогда прежде, расширила свой диапазон. В Краснодаре с его картинными галереями, музеями и очень сильным Союзом ставропольские живописцы идут нарасхват.

- И это правда, любит избалованная краснодарская публика наши краски и наше мышление.

- Если посмотреть с предложенной вами позиции «разрушения-созидания», что происходит в Союзе в последние полгода, то есть с момента избрания вас председателем правления?

- Прежде всего начали с самих себя. Навели порядок и чистоту. Сделали ремонт зала, по-новому организовали выставочное пространство. И сразу же выросло число художников, желающих у нас показать свои работы. Но есть и еще более важные вещи - настроение, дух Союза. Помните - «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке...». Выставочный зал, сама наша творческая организация, художественные мастерские, которые выделялись каждый год, - все это нам передали те, кто это создавал. И не только нам, но прежде всего городу и краю, его людям. Вместе с материальными ценностями мы получили и моральное понимание общественной значимости своей работы, культуры вообще. Думаю, в этом причина поддержки нашего Союза губернатором и правительством края, администрацией Ставрополя.

- Известный факт: многие уже давно приспособились не жить, а выживать. Как это получается у вас?

- Все зарабатываем сами. У нас есть хорошая багетная мастерская, действует художественный салон. Как ни трудно, но стараемся жить полноценно. За последние полгода провели две краевые выставки: «Предчувствие весны» - сразу после реконструкции зала - и «Художники Ставрополья - с любовью», посвященную Дню края.

- Думаю, можно говорить о новом становлении Союза.

- Представьте, у нас тоже укрепилось чувство веры в самих себя. Возникла даже дерзкая, но красивая идея завоевать право на проведение в 2008 году в Ставрополе зональной выставки художников Юга России плюс Абхазии. Последний раз такая выставка на Ставрополье проводилась более тридцати лет назад. Конкуренты у нас сильные: Краснодар, Волгоград, Владикавказ.

- Для вас это - как в спорте борьба за место проведения Олимпиады?!

- Для нас это созидание. Мы живем среди людей, которым небезынтересно ставропольское искусство. И это позволяет строить планы: возродить монументальное производство, народные промыслы, создать хорошую рекламно-дизайнерскую структуру, работать в тесном контакте с архитекторами и мастерами ландшафта. Чем больше людей, действующих в разных художественных направлениях, тем интереснее. Но самое главное, конечно, - поддержка талантливой молодежи и выставочная деятельность.

- Насколько мне известно, в индийском посольстве в Москве у вас проходит персональная выставка...

- ...и она интересна тем, что по предварительным договоренностям в Ставрополь должен приехать его превосходительство чрезвычайный и полномочный посол Индии в России Канвал Сибал. Речь идет не только об официальном визите к ставропольскому губернатору, но и о проведении на Ставрополье Дней индийской культуры. Естественно, наш выставочный зал будет отдан этой акции.

- Сергей Николаевич, в мастерской всякого художника находится масса интересных вещей. У вас меня заворожили огромные вазоны с засушенными ставропольскими травами в рост человека, настоящее золото наших степей. Кто же все это собирал?

- Да я и собирал.

- Еще заметила на полке грамоту «Золотая медаль за вклад в отечественную культуру». Комментарии излишни?

- Нет, не излишни. Всякий нормальный человек понимает, что «вклад» делает не только он, но и те, кто его растил, учил и работает с ним рядом. И, конечно, это аванс на будущее.