00:00, 3 июня 2006 года

Одними надеждами живы не будем

Тем не менее в минувшем году экономическая ситуация в Ставропольском крае продолжила логическое развитие в соответствии с тенденциями года предыдущего и в целом оставалась стабильной.

Можно перечислить несколько характерных особенностей нашей экономики в прошлом году. При этом нельзя не отметить некоторых негативных моментов. В первую очередь, это сохранение тенденции замедления темпов экономического роста таких важнейших макроэкономических показателей, как валовой региональный продукт (ВРП), индекс базовых отраслей экономики, объем продукции сельского хозяйства, оборот розничной торговли.

Цифры говорят сами за себя. Так, объем ВРП в прошлом году составил 176407,8 млн. рублей, или 108 процентов по сравнению с предыдущим годом. Сопоставив эти цифры с данными 2004 года, мы увидим, что темп роста ВРП по отношению к 2003 году был несколько выше - 111,6 процента. Индекс выпуска продукции базовых отраслей экономики в прошлом году составил 106,7 процента, хотя за год до этого он достигал 110,3 процента. Темп роста объема продукции сельского хозяйства в минувшем году также значительно снизился и составил 104,7 процента, что на 21 процентный пункт меньше по сравнению с показателями 2004 года. Не внушают оптимизма и темпы роста оборота розничной торговли. Судите сами, если в 2004 году они составляли 117,8 процента, то в прошлом году - всего 114,4 процента.

Все большие опасения вызывают и тенденции в экономике и бюджетной сфере, складывающиеся в последнее время. Речь идет не только о снижении темпов экономического роста, но и об ухудшении «качества» самого роста, который все в большей степени обеспечивается за счет топливно-электроэнергетической и нефтехимической отраслей. В то же время значительно ослабевает роль внутренних факторов. Если обратиться к статистике, то видно, что в прошлом году большая часть внутреннего спроса приходилась на импорт, темпы роста которого в 2,4 раза превысили предыдущий год.

Сегодня приходит понимание того очевидного факта, что экономический рост нужен нам не любой ценой и не сам по себе. Существует несколько обстоятельств, которые надо принимать во внимание при выработке адекватной политики, способной обеспечить экономический подъем.

Во-первых, высокие темпы имеют смысл лишь тогда, когда они сопровождаются необходимыми структурными сдвигами, прежде всего диверсификацией экономики, ослаблением зависимости от сырьевого и топливно-энергетического комплекса, ускоренным развитием постиндустриальных секторов.

Во-вторых, высокие темпы роста нужны в долгосрочной перспективе, а не для отчета о деятельности за два-три года. Поэтому задача поддержания динамики требует выработки новой модели развития экономики и соответственно изменения бюджетной политики.

К сожалению, и в бюджетной сфере ситуация складывается неоднозначно и противоречиво. В целом, по оценкам правительства края и министерства финансов СК, прошлый год был завершен успешно. Продолжалось реформирование бюджетного процесса и системы межбюджетных отношений, муниципальных финансов. Рост ВРП составил восемь процентов, на 16,3 процента повысились реальные доходы населения, а реальная заработная плата увеличилась на 9,1 процента.

Однако на этом относительно благополучном фоне в прошлом году в бюджетной сфере проявились и негативные тенденции. Бюджет минувшего года принят и исполнен с дефицитом (-1269,3 млн. рублей) и (-478,8 млн. рублей). Доходы краевого бюджета в процентном отношении к ВРП остались на уровне 2004 года. Дотационность местных бюджетов достигла 36 процентов. Это говорит о том, что все больше районов не справляются с полноценным финансированием расходов за счет собственных средств.

Как известно, за последние годы многие расходные полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, фактически оказались возложены на бюджеты муниципальных образований без передачи соответствующих доходных источников. Более того, централизация доходов на краевом уровне привела к сокращению источников, приносящих прибыль местным бюджетам. Это, в свою очередь, привело к росту их зависимости от финансовой поддержки из краевого бюджета.

Тем не менее выход, который позволил бы снизить негативные тенденции в сфере бюджетной политики, есть. При формировании бюджетов последующих лет должна быть разработана программа мер, позволяющая поддерживать экономический рост в долгосрочном плане. В центре внимания при этом должны оказаться вопросы качественного расширения доходного потенциала бюджетной системы края. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо также обращать большее внимание на обоснованность прогнозных расчетов (ВРП, инфляции, тарифов естественных монополий и т.д.) и повышать ответственность правительства края, краевых министерств и ведомств за принимаемые решения.

Нуждается в совершенствовании и бюджетная политика в области расходов. Как известно, в последние годы продолжает нарастать разрыв между объективной потребностью в бюджетном финансировании основных гособязательств и бюджетными ресурсами для их обеспечения. В посланиях президента России вполне обоснованно акцент сделан на необходимости оптимизации бюджетных расходов с учетом выработки критериев оценки их рациональности и эффективности.

Первостепенное внимание должно быть уделено получению большего конечного результата на единицу потраченных средств. Во многом результативность бюджетных расходов зависит от правильно выбранных приоритетов и самой технологии бюджетного финансирования. Нет смысла наращивать доходы и увеличивать расходы, если отсутствует четкая программа действий, не позволяющая распыление или непроизводительное расходование полученных ресурсов.

С точки зрения технологии, целесообразно перейти от сложившегося «ведомственного» подхода, когда бюджетные средства растекаются по чрезвычайно негибкой, излишне усложненной системе органов управления, к программно-целевому бюджетному финансированию. Это даст возможность для комплексного решения поставленных задач, выявления конечной отдачи расходов.

Правительство Российской Федерации со своей стороны предложило решение этого вопроса в форме приоритетных национальных проектов, реализация которых затрагивает такие пласты экономики и социальной сферы, как здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс, жилищное строительство. Тем не менее Ставрополью не стоит возлагать надежды только на федеральный центр. Необходимо разрабатывать программы, направленные на выработку и реализацию стратегических решений. И для этого нужно законодательно определить порядок финансирования мероприятий по внедрению приоритетных национальных проектов на Ставрополье.

Совершенно очевидно, что эффект от реализации проектов - от первого этапа до последнего - будет не только характеризовать работу административной системы в целом, но и влиять на авторитет власти в глазах жителей Ставрополья.

Андрей КОЛЕСНИКОВ