00:00, 18 марта 2006 года

Отрасль повышенного внимания

Состояние самой важной жизнеобеспечивающей отрасли продолжает вызывать озабоченность как со стороны высшего руководства страны, так и у региональной и муниципальной власти. Модернизация ЖКХ является важнейшей социально-экономической задачей. Об этом и многом другом в преддверии профессионального праздника рассказывает министр жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края Илья ПРОКОПЕНКО.

Жилищно-коммунальный комплекс нашего края сегодня переживает те же трудности, что и в большинстве регионов России. В последнее время мы реально ощутили, что процесс реформирования жизнеобеспечивающей отрасли все активнее набирает обороты. Связано это прежде всего с изменениями в законодательстве, с проводимой тарифной политикой, а также нельзя не заметить повышенного внимания к этой сфере и со стороны главы государства.

Чтобы оценить суть реформы, надо задаться простыми вопросами. Для кого мы это делаем? Станет ли от этого лучше людям? Или выиграют предприятия отрасли? Конечно же, надо понимать, что жилищно-коммунальное хозяйство не может существовать в стране вне рыночных отношений. Но переход к рынку надо делать очень осторожно, чтобы не ухудшить состояние самой отрасли и не ущемить интересы народа. В этом смысле очень хорошо, что реформирование ЖКХ происходит на завершающем этапе всего комплекса реформ. Для успешного преобразования жилищной отрасли необходимо, чтобы люди поверили и увидели, что государство в очередной раз их не обмануло, сбросив им на плечи жилищный фонд со значительным износом, с протекающими кровлями, с промерзающими стенами, затопленными подвалами. Любая реформа должна быть направлена на улучшение благосостояния и условий проживания населения.

Сегодня очевидно, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства вступило в стадию активной реализации. Новое законодательство принципиально по-иному выстраивает взаимоотношения между собственниками жилья, управляющими организациями, поставщиками услуг и органами власти. Теперь Жилищный кодекс дает собственнику право не только управлять своей квартирой, но и выбирать поставщика услуги и диктовать ему свои требования. К сожалению, пока мы еще не можем говорить об эффективной работе жилищно-коммунального комплекса. Вместе с тем решение этой задачи находится в общей сфере ответственности правительства, министерства, местных властей, предприятий-поставщиков услуг, управляющих жилищным фондом организаций, самого населения.

Пожалуй, нет другой такой отрасли, где бы столь высока была роль муниципальной власти, как ЖКХ. Теперь не районные или региональные руководители, а именно главы поселений, сельских округов должны думать, решать, планировать расходы, а главное нести ответственность за содержание жилищного фонда, подготовку к зиме, тарифную политику, предоставление коммунальных услуг и в целом за жизнеобеспечение населения. Через тарифы прослеживается новый механизм управления отраслью. На первых порах, возможно, проблемы управления полученным на баланс коммунальным хозяйством будут стоять остро. Сегодня, например, возникает много вопросов с собственностью, потому что район практически ее как бы не имеет. Она сосредотачивается у сельских поселений. Но по федеральному закону муниципальным образованиям можно (а на начальном этапе – даже нужно) на договорной основе передавать часть собственности на вышестоящий муниципальный уровень. К чему мы сегодня и призываем. В рамках реализации закона №131-ФЗ министерством составлен перечень объектов жилищного фонда, благоустройства, подлежащих передаче из государственной собственности края в собственность муниципальных поселений, на территории которых они расположены. Но, учитывая специфику жилищно-коммунального комплекса Ставрополья, наиболее предпочтителен вариант безвозмездной передачи государственных унитарных предприятий ЖКХ в муниципальную собственность районов - единым имущественным комплексом. На данном этапе как раз идет работа в этом направлении. А специфика наша заключается в том, что в крае удалось сохранить единую хозяйственно-управленческую структуру, в которую входят ГУПы «Ставрополь-крайводоканал», «Ставрополькоммунэлектро» и «Крайтеплоэнерго», и тем самым решить проблему обеспечения большинства населения края бесперебойным снабжением водой, теплом и электроэнергией. Только благодаря таким предприятиям даже при большом проценте износа сетей мы способны оперативно устранять неисправности при аварийных ситуациях.

Мы начинаем с чистого листа, а не по наработанной схеме. Так, в ряде городов и районов возникли волнения в связи с переходом на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ и из-за дефицита местных бюджетов. Выход здесь видится в налогово-бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления. Муниципалитеты должны будут сами прогнозировать объем государственной поддержки, обязательства по содержанию и развитию ЖКХ, включая обеспечение рублем социальных выплат и льгот. Противостояния и разногласий между разными уровнями власти быть не должно. Только так мы можем наладить работу такого сложного и хрупкого механизма, как система жизнеобеспечения, и дать понять людям, что проводимые сегодня реформы – не просто смена вывесок, а попытка улучшить условия их повседневной жизни, чтобы население территорий смогло ощутить какой-то положительный результат этих новшеств.

При переходе к стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг необходимо учитывать, что раньше бюджет дотировал все предприятия ЖКХ края, компенсировал расходы льготников и, наконец, восполнял снижение платежей на величину субсидий. Теперь на дотирование средств выделяться не будет. Для того чтобы выжить, предприятиям придется минимизировать свои издержки, снижать тарифы, проводить энергосберегающие мероприятия и внедрять новое оборудование и технологии. А высвобождаемые в результате бюджетные средства будут направляться на субсидирование граждан, а также на финансирование программ социально-экономического развития, связанных с модернизацией коммунальных предприятий. Теперь функции социальной поддержки граждан переходят на уровень поселений. Им предоставлены права по принятию дополнительных мер социальной защиты своего населения. Хотя государство не сбрасывает с себя в переходный период финансовую поддержку со стороны федерального центра. В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделяются средства на софинансирование различных аспектов деятельности ЖКХ, в том числе на расходы на инженерную подготовку площадок, строительство нового и реконструкцию ветхого и аварийного жилищного фонда, обеспечение жильем льготных категорий граждан и др. Но простой раздачи денег в регионы уже не будет. Финансирование из центра будет осуществляться только при условии участия в этом процессе и местных бюджетов, а также в зависимости от системности, результативности проводимых преобразований в отрасли и соответствующе оформленной конкурсной документации. И здесь приходится констатировать, что по некоторым направлениям мы не дорабатываем. К сожалению, по-прежнему актуальной для нас остается пассивная позиция муниципалитетов по отдельным направлениям.

Не секрет, что основной составляющей жилищно-коммунального комплекса являются сетевые инженерные коммуникации. От их состояния в значительной мере зависит работа всей отрасли. Но, к сожалению, положение дел таково, что степень их износа составляет более 70 процентов. Нами разработана и выполняется ведомственная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2005-2007 годы». В соответствии с основными целями программы, касающимися решения задач по привлечению инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс края и финансового оздоровления организаций отрасли, министерство вело и ведет комплексную работу по всем намеченным подразделам. Всего за 2005 год было израсходовано 565 млн. 275 тыс. руб.

В результате были проведены капитальный ремонт воздушных линий электропередачи, замена существующих котельных в с. Донском, установка оборудования блочной котельной и прокладка инженерных сетей в ст. Незлобной, реконструкция котельной в с. Александровском, установлены приборы учета и многое другое. А в целях государственного стимулирования работы предприятий ЖКХ министерством ежегодно проводятся различные конкурсы.

*****

Выстраивая свои планы, совершенствуя региональные нормы жилищного законодательства, я уверен, что они должны дать уже в ближайшее время положительные результаты на пути реформирования и модернизации жилищно-коммунальной отрасли края. И в преддверии профессионального праздника всем коллегам хочу выразить искреннюю благодарность за добросовестный и самоотверженный труд. Желаю всем крепкого здоровья, благополучия, мудрости и позитивной энергии, стабильной и безаварийной работы, удачи и успехов!

(Соб. инф.).