00:00, 22 ноября 2005 года

Отверженные

"Таких совхозов, как наш, в Петровском районе было еще семь, и все их работники получили земельные паи, - вспоминает жительница поселка Прикалаусский Тамара Сенина. – А нас обделили, причем, в основном, стариков, которые всю жизнь посвятили родному совхозу, а взамен ничего, кроме доброй славы за свой труд, не получили». Глава администрации Прикалаусского сельского совета Геннадий Поляничко помогает землякам отстаивать в судах их интересы. Сов-хоз «Петровский» был крепким хозяйством, но до поры до времени. В апреле 2003 года согласно решению арбитражного суда Ставропольского края в сельхозпредприятии, накопившем долги, ввели внешнее управление, что тоже не спасло: в июле того же года племзавод был объявлен банкротом. Началась распродажа федерального имущества. По дешевке ушли комбайны, трактора, автомашины. А самое главное – люди остались без земли.

- В свое время руководство племзавода «Петровский» по сути отказалось от принадлежащих хозяйству 1400 гектаров земли, - поясняет Г. Поляничко, - передав ее в федеральную собственность, в частности ФГУП «Агентство по регулированию рынка в Северо-Кавказском регионе», которое в 2003 году реорганизовалось и передало земли в аренду Петровскому филиалу «Агропромышленной корпорации». Таким образом, земля, находясь в аренде, из одних рук переходила в другие. Крестьяне при этом оставались ни с чем. Многие хозяйства края, в том числе и федеральные племзаводы, пошли на наделение своих работников земельными паями. Тем более что указ президента России от 1992 года давал такое право, позволяя проводить реорганизацию предприятий агропромышленного комплекса с выделением земли и имущественного пая. Здесь же этого не сделали, а паи в то время могли получить около тысячи работников совхоза.

Администрация Прикалаусского сельского совета подала в краевой арбитражный суд иск о признании недействительным протокола собрания трудового коллектива совхоза «Петровский», на котором было принято роковое решение о сохранении прежней формы хозяйствования, поставившее крест на выделении земельных долей и определении имущественного пая.

Иск был подан также к государственной администрации Петровского района, которая после того собрания вынесла соответствующее постановление - «О перерегистрации государственного предприятия - совхоза «Петровский», а через несколько лет еще одно - «О регистрации федерального государственного унитарного предприятия - племзавода «Петровский». Оба документа «железно» закрепили землю за хозяйством, сделав ее неприкосновенной собственностью.

Безземельные крестьяне - жители шести поселков и хуторов Прикалаусского сельского совета - написали коллективное письмо в Государственную Думу, правительство СК и другие ведомства с одной лишь надеждой, что будут услышаны. Во все колокола они бьют несколько лет, подавая иски в суды и всюду встречая отказ. Людям обидно. «Жители соседних сел на каждый свой пай, который они сдают в аренду своему хозяйству, в год получают как минимум по одной тонне зерна, десять килограммов масла и 50 – муки. Согласитесь, для пенсионера это хорошее материальное подспорье, - уверен житель Прикалаусского Алексей Ракотянский. – Больше нам помощи ждать неоткуда. Мы же не бывшие газовики, энергетики, банковские работники, которым помогают их предприятия, добавляя к пенсии по сотне-другой рублей».

Как говорится, пока суд да дело, Г. Поляничко проводит самостоятельное расследование, перелопачивая горы бумаг. Так, он выяснил, что свидетельство на право собственности на землю племсовхозу «Петровский» было выдано еще в 1992 году, когда появился президентский указ о наделении имущественными паями и землей. В документах, сделанных Ставропольским землеустроительным проектно-изыскательным предприятием, говорилось, что районный земельный комитет «в целях дальнейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции в районе, развития крестьянских и подсобных хозяйств, предприятий, организаций и учреждений коллективного садоводства и огородничества» должен принять площади земель сельхозугодий, передаваемых в коллективно-долевую собственность, а также сделать необходимые расчеты площади сельхозугодий, передаваемых в собственность работников.

Согласно документу, в совхозе «Петровский» таких оказалось в то время 1522 человека. Общая площадь сельхозугодий составляла почти 14 тыс. га, из которых почти половина предназначалась под паи. Но пока, к сожалению, они так и остаются на бумаге.

Как пояснили в министерстве сельского хозяйства СК, на Ставрополье остается еще 16 специализированных хозяйств, работники которых - бывшие и настоящие - без земельных паев. Эту проблему сегодня пытаются решить законодатели федерального и регионального уровней. Недавно ГДРФ приняла изменения и дополнения в федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Соответственно у субъектов Российской Федерации появилось право самим устанавливать случаи предоставления сельскохозяйственных угодий в общую собственность. Это значит, что региональные законодатели могут дать добро на обеспечение работников спецхозов земельными долями, как это было сделано в других хозяйствах. По этому поводу разработан проект краевого закона «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», который находится в стадии обсуждения.

В крае по-прежнему идут споры – а нужно ли это делать? Естественно, что сами работники только «за». А вот руководители хозяйств опасаются: а не уйдет ли выделенный земельный пай «налево», не выпадет ли из севооборота? В крае есть и такие случаи. Племзавод «Вторая пятилетка» Ипатовского района в свое время наделил землей своих работников и ветеранов труда. Нагрянувший закон об обороте сельхозземель дал собственникам право продажи земли. Большая часть пайщиков упомянутого племзавода продала свои участки, в результате хозяйство, до этого крепко стоявшее на ногах, осталось без земли. Последствия нетрудно предугадать. Не исключено, что они аукнутся и на социалке местного села, которая худо-бедно, но выживала за счет племзавода.

С разработкой названного краевого закона у работников «отверженных» хозяйств появилась определенная надежда. Но даже если заветные изменения появятся, станут ли они действительно панацеей? Дело в том, что по итогам проведенной инвентаризации земли на Ставрополье «свободных» участков практически не осталось. Львиная доля земельного массива была поделена в период массового наделения крестьян паями. Все, что сегодня осталось, - в буквальном смысле слова болота да овраги (да и то за тридевять земель), которые руководители хозяйств вряд ли захотят взять в аренду. Эпоха героического подъема целины уже прошла…