И сегодня вспоминаю эпизод из своего пионерского детства. На школьном совете дружины коллективно «осудили» мою одноклассницу – Наташу Малышкину за то, что вместо заседания совета она пошла на занятия в музыкальную школу. Возможно, ей бы и простили этот грех, но она сделала еще и политическую ошибку. В свое оправдание произнесла опрометчивую фразу: «Я пойду в музыкалку, потому что моя мама за нее деньги платит». Мещанка и единоличница, ставящая свои меркантильные интересы выше коллективных, – таков был приговор совета…

Дома меня воспитывали «правильно». Родители покупали книжки, а не хрусталь с коврами, и с иронией относились к соседским мечтам о серванте, уставленном чешским стеклом и сервизом «Мадонна». Теперь мне кажется наивной и глупой та вера в идеалы. Не они сами (чего плохого в духовном богатстве или всеобщем процветании), а именно вера в них. Ведь параллельно с теми, кто всю жизнь честно впахивал и не украл даже гвоздя с родного предприятия, а теперь бедствует на маленькой пенсии, существовала и другая каста – партийных и руководящих бонз. С одними идейными лозунгами для народа и другими для себя. Они и нынче живут припеваючи. А мои родители, как и многие такие же, от «хорошей» жизни подавшиеся на старости лет в село, горбатятся в огороде и мучаются вопросом: а правильно ли мы жили, а тому ли учили детей?

Пока они переживают крах прежних идеалов в нашем обществе и переоценку ценностей, я и мои друзья, в свою очередь, пытаемся понять, как вырастить уже из наших детей людей порядочных, но при этом умеющих устраиваться в сегодняшнем жизненном пространстве.

А они постигают уже совсем другую азбуку и так же, как мы, – со школьной скамьи. Вот моя дочь решает задачку, в которой Пончик – персонаж Носова из «Незнайки на Луне» – открыл на спутнике свой бизнес. Он продает соль за сантики (это лунная валюта). И пятиклашке предстоит выяснить, а сможет ли он стать миллионером за неделю, если продаст энное количество соли, и сколько ее надо продать, чтобы купить виллу, которая стоит 150 млн. сантиков?

Милая задача, которая, видимо, должна не только развивать математические способности, но и вводить в сознание ребенка первые представления о бизнесе. Ведь, полагаю, составители задачника осведомлены и об информационной функции учебника, и об его просвещенческом эффекте.

Что ж, из этой задачи легко усвоить, что такое российский, а не лунный бизнес. Это прежде всего – торговля (а не производство), и за неделю можно легко стать миллионером, потому что в задаче не ставятся вопросы о том, что Пончику нужно платить налоги, зарплату или, например, погашать кредит, взятый в банке на развитие. И первое, что должен сделать новоявленный миллионер, – это купить себе виллу. Ну в самом деле, а что же еще? Не виллу – так «Челси». Правда, как сказали в моей семье, в задаче должен быть еще один вопрос: «Сколько лет «матросской тишины» получит Пончик при таком не обремененном налогами бизнесе?». И пришли к выводу, – нисколько, при условии, что исправно будет давать взятки и не полезет в политику...

Как идеология «рыночных отношений» выглядит не в теории, а на практике, изучают уже те, кто постарше. Моя близкая родственница, будучи студенткой, решила подработать и устроилась в один из магазинов, торгующих бытовой техникой. Через месяц ее вышвырнули оттуда «по собственному желанию», заплатив жалкие копейки. Виной всему – мое любопытство, подтолкнувшее выяснить, почему в договоре об испытательном сроке нет печати предприятия. Почему – опять-таки в договоре – указана 17-часовая рабочая неделя (и соответственно символическая зарплата) при реальном графике – 65 часов! И почему на семинар в Сочи вместе с директорами целой сети магазинов везут девушек, не прошедших даже месяц стажировки? В результате этих «неправильных» вопросов испытательный срок моей родственницы закончился моментальным увольнением. А, видимо, съезди она на «семинар», результат был бы иным…

От руководства фирмы я услышала объяснение, что это частная лавочка, и не надо здесь кого-то «учить жизни», т.е. упоминать о Трудовом кодексе и прочих законах. Что из всех фирм Ставрополя, работающих на ниве торговли, эта – самая порядочная, т.к. в других со стажерами вообще не заключают договоры. Что если бы не я – такая «правильная» родственница, то юная продавщица весьма неплохо бы устроилась…

Но во всей этой истории циничные рассуждения развращенного властью денег мужика, именующегося коммерческим директором, не самое противное и печальное. Хуже другое – это было показательное и воспитательное выступление на публику – урок не только для моей родственницы, но и для ее коллег – других ребят, на глазах которых разворачивалось действо. И, поверьте, они сделали из него вывод – в частной лавке работают не российские, а свои частные законы.

Позже мне приходилось разговаривать на эту тему и с героиней этой истории, и с ее сверстниками, также работающими в «частном» секторе. И, знаете, каков горький вывод? Эта молодежь не знает, уже не чувствует разницы между работодателем и рабовладельцем. У нее априори – рабская психология. И разговаривать с этими ребятами о защите прав в суде или в каких-либо других инстанциях – значит, выглядеть в их глазах полным идиотом. Они к своим 20-25 годам уже впитали и твердо знают, что бороться нет смысла. У «хозяев» есть деньги и чтобы купить суд, и чтобы «разобраться» без суда и следствия.

Давно нет советов дружин и промывающей мозги «партийной линии», зато есть вот такая – другая неофициальная идеология – уродливая и тупая, называющаяся почему-то рыночными отношениями. А по сути выраженная в одном – кто платит, тот заказывает. Что угодно и кого угодно. И эта бандитская идеология, взлелеянная коррупцией чиновничества и импотенцией правоохранительных органов, не хуже прежней загоняет народ, разуверившийся хоть в какой-то силе закона, в стойло. И пусть простит меня читатель за неделикатность слога, но если тогда, при совках, многие и не подозревали, что их «имеют», то сегодня добровольно на это соглашаются: жить на что-то надо.

Моей дочери только 10 лет, какие еще уроки она получит, я могу только предполагать. Но уже теперь она знает, что вилла, это не то, чем дедушка убирает навоз. И что, выгребая навоз, виллу не купишь… Моя родственница, помыкавшись, устроилась в государственную структуру на копеечную бюджетную зарплату. А я по-прежнему ломаю голову над задачей, ответ на которую не подсмотришь в конце учебника: как научить дочку не быть ни рабом, ни рабовладельцем в нашем «правовом государстве»?