Вчера вице-губернатор Борис Калиничев сделал сразу два заявления, касаемые раздела бюджетного пирога и проблемы долгостроев. Прозвучали они сразу после того, как первый заместитель министра финансов края Лариса Калинченко доложила об исполнении бюджета за первое полугодие нынешнего «экспериментального» из-за муниципальной реформы года. Кисловодск подал сигнал "SOS"

Уже сейчас разрыв между доходами и расходами составляет 1,8 млрд. рублей в пользу последних. И хотя специалисты называют сие «плановым дефицитом», а задания перевыполняются не только по расходам, но и доходам, понятно – «ножницы» немалые. И проблема, наверное, не в том, что мы слишком много тратим, а в том, что мало зарабатываем (да плюс федералы «берут свое»). Кстати, львиную долю (60%) доходов вливают в нашу казну два основных налога – на доходы с физических лиц и на прибыль организаций, причем организаций тоже специфических (химическая отрасль и связь). Предложение повысить зарплату населению как способ роста краевой казны – не прозвучало, однако мера была бы эффективная! И, кстати, популярная.

В целом перспективы бюджета-2005 оптимистичны (по словам Л. Калинченко, «план по доходам мы выполним»), а вот к муниципальным бюджетам у Б. Калиничева отношение иное. «Картина пугающая, – сказал он. – 22 муниципальных района и восемь городов из десяти недовыполнили в первом полугодии доходную часть своих бюджетов. Речь идет о миллионах рублей. Это всегда так было или в связи с муниципальной реформой? И кто виноват?»

Если первый вопрос все приняли за риторический, то на второй Л. Калинченко дала исчерпывающий ответ. Есть объективная причина, но она одна – в свое время Госдума края приняла понижающие коэффициенты по единому налогу на вмененный доход, в результате местные бюджеты потеряли на «популизме» в общей сложности около ста миллионов. Кроме того, многие города и районы искусственно завышают свой налоговый потенциал, имеет место и чистой воды непрофессионализм, например, неверная поквартальная разбивка земельного налога на уровне поселений.

Исчерпав тему защиты поселений, краевая власть вступилась за два города. Что делается нечасто – за Ставрополь. Б. Ка-линичев, в частности, сетовал на то, что краевой центр зарабатывает в год 7,6 млрд. рублей, а видит в своем бюджете только 1,2 млрд. Конечно, обидно. И в который раз – за Кисловодск, который по вине прежних властей, наделавших много шума и долгов, находится в жесткой финансовой ситуации, а попросту говоря, почти банкрот.

– Городские власти подали сигнал «SOS», невозможно, говорят, дальше работать, все за-блокировано, просят 60 млн. рублей из любых источников, – сказал Б. Калиничев. – Мы должны помочь.

По большому счету, курортный город надо сажать на дотационную иглу. Но минфин настроен скептически. Вопрос, похоже, будет решен в ближайшее время.

Теперь о предложениях вице-губернатора. Для соблюдения интересов всех территорий краевой бюджет-2006, по его мнению, формироваться должен так: «в одном кабинете сидят все главы муниципальных образований края, включая поселения, а напротив – мы с вами». Видимо, для удобства процесса лоббирования. И в надежде на справедливость.

Б. Калиничев предложил также взять облигационный заем в одном из крупных российских банков. Чтобы закрыть проблему долгостроев. Банкиры уже предварительно прикинули, оценив наш бюджет, что Ставрополью можно дать 1-1,5 млрд. рублей на пять лет под 11 процентов годовых. «Это путь, по которому идут многие субъекты Федерации, – убеждал вице-губернатор. – Например, 600 млн. рублей заняла таким образом Воронежская область, полтора миллиарда – Новосибирская, 500 млн. – Кабардино-Балкария, а успешная Чувашия вообще уже третий заход сделала. Они поняли, что это выгодно».

Вот и первый заместитель министра имущественных отношений Ставропольского края Владимир Антоненко, делавший отчет об использовании краевой собственности, заметил, что краем уже зарегистрировано почти 152 тыс. гектаров земель фонда перераспределения, расположенных в шести районах, и что их кадастровая стоимость превышает 1 млрд. рублей, то есть «мы уже сегодня имеем залоговую базу стоимостью свыше миллиарда, которую при необходимости можно использовать для получения кредитов». К сожалению, в настоящее время работа по регистрации земель в краевой собственности из-за непонятной позиции Регистрационной палаты приостановлена, отметил В. Антоненко. Кроме того, 159 земельных участков (общей площадью 1,4 тыс. гектаров) край приобрел, потратив около 34,5 млн. рублей. В то же время кадастровая стоимость этой земли уже сегодня приближается к 45 млн. рублей, получается, каждый вложенный рубль подорожал почти на 30 копеек. И это без учета прямых поступлений в краевой кошелек доходов от сдачи земель в аренду.

В. Антоненко также сообщил, что в Москву направлено письмо с предложением передать из федеральной собственности в краевую ряд научно-производственных сельхозпредприятий Ставрополья. Именно там сейчас назревают конфликты на почве передела собственности. «Считаю, что со стороны правительства края будет обеспечено даже лучшее руководство, чем сегодня со стороны Министерства сельского хозяйства РФ. Тот же «Большевик» это показал (о скандале в известном племзаводе см. «СП» от 5.08.2005 г. – А. Б.). Управлять такими предприятиями из Москвы вряд ли целесообразно». Посмотрим, что ответит Москва.

Александра БЕЛУЗА