00:00, 27 июля 2005 года

Я в тебя стрелять не буду!

По зарождающейся на Ставрополье традиции писатели, ученые, школьники, студенты, горожане проводят День памяти поэта. Авторство этой идеи принадлежит заместителю председателя правительства СК Алле Золотухиной. Важно заметить: акция носит неофициальный характер, никто никому не приказывает явиться к памятнику Лермонтова и «поучаствовать». Это прежде всего событие культуры, и собравшиеся в прошлом году на центральной площади Ставрополя у памятника поэту помнят, какая там царила светлая атмосфера. У нас, живущих сегодня, особый долг – соединять тех, кто был, с теми, кто будет. Культурная непрерывность делает население народом.

Есть нечто глубоко символическое в том, что Михаил Лермонтов погиб на Кавказе… Где жизнь под пулями была такой стремительной, что мгновенно превращалась в смерть. Может быть, потому Лермонтов особенно нами любим, что он одновременно так гениален и так молод. А молодые – это те, кто не успел испугаться жизни. Еще одна причина нашего проникновенного отношения к поэту – соединяющий нас Кавказ. Самим ходом истории кавказская земля стала местом, где в России появилась новая традиция самопознания.

Представим себе молодых образованных людей XIX века, вырванных из обычного круга жизни с ее светскими условностями. А тут вдруг свободные люди – казаки – самодостаточные, по-своему счастливые. И горцы – отнюдь не европейцы! Кавказ предстал перед молодыми офицерами как мир в первый день творения, это столкновение высекало искру: кто же я такой? Из подобных вопросов вырос «Герой нашего времени», а позднее – весь Толстой, становление которого также произошло на Кавказе.

И все-таки хочется отыскать «главное» объяснение магнетического обаяния Лермонтова. Оно в бессмертии русского поэта. Современная жизнь с ее звездами-однодневками – увы, сплошная порча вкуса. Бессмертие же наших классиков дарит нам чувство будущего. И не надо забывать, что наряду с Пушкиным Лермонтов – творец того современного русского языка, на котором мы говорим… В Ставрополе все дышит именем поэта. Краевая библиотека, драматический театр, одна из городских улиц названы его именем. Что же говорить о Пятигорске – это город-памятник поэту. Кстати, именно в такие событийные дни особенно убеждаешься в необходимости профессионализма, будь это министерский работник, библиотекарь, музейщик или ученый-гуманитарий. Накануне Дня памяти я побеседовала с профессором СГУ Вячеславом Головко, который сказал:

- Лермонтов – личность бесконечно сложная. Его образ можно трактовать как бунтарский, пророческий, но притягателен он прежде всего как явление высокой культуры. Это означает, что Лермонтов затронул все стороны бытия: от земли до самого неба. Потому классика и современна, что в каждый момент жизни обращена к каждому человеку. И не будем забывать, что Лермонтов выразил мысль, очень важную для русского духа:

Но хочет все душа моя
Во всем дойти 
        до совершенства…

Вне этой великой цели сознание русского человека мельчает, убывает, как шагреневая кожа, а мы удивляемся, откуда в нашей жизни столько больных вопросов...

Занимаясь в свое время творчеством ставропольского поэта Витислава Ходарева, Вячеслав Головко обнаружил в собранной им уникальной антологии суеверий южно-русского казачества удивительный сюжет. Издавна у казаков существовал обычай ясной звездной ночью приводить пятилетнего ребенка в степь. «Видишь, - говорила ему мать, - звезды – это глаза наших предков, которые всегда следят, как ведет себя человек на земле, и каждый его поступок либо осуждают, либо благословляют». Этот образ одухотворенного нравственного неба появляется в монологе Печорина в повести «Фаталист», ключевой для философского постижения романа. Легенду о глазах-звездах В. Ходарев записал в станице Червленной, где в свое время бывал и Лермонтов. Этот факт В. Головко сделал достоянием ученого мира, но важно понять еще и другое. То, что молодой гений вобрал в себя на Кавказе, шедевром за шедевром, вернулось к нам.

Не менее интересен еще один опыт изучения события, произошедшего 164 года назад. Школьники и студенты первых курсов СГУ под руководством доцента кафедры культурологии Анатолия Дурова воссоздали историю дуэли и смерти Михаила Лермонтова. Они изучили весь доступный мемуарный и литературный материал, провели экспедицию на места, связанные с последними днями жизни поэта, беседовали с научными сотрудниками Домика Лермонтова. Иными словами, самостоятельно выявили «темные» и «белые» пятна произошедшей трагедии. Логика исследования привела их к созданию собственной версии дуэли, которую они перевели на театральный язык. Жанр для постановки написанного ими сценария был выбран неожиданный: всеми забытый театр теней, воссоздающий лишь «суть дела» – никаких отвлекающих внимание подробностей… Свои размышления о судьбе и личности Лермонтова Анатолий Дуров (преподаватель, режиссер, актер) не прекращает:

- В последний год его жизни началось преображение поэта, освобождение от демонизма и той дисгармонии, которую заключает в себе юность. Он думал о бесцельности вражды, он пожалел человека, напомнил ему, что «небо ясно» и «под небом много места всем»… Напряженная внутренняя работа – вот чем особенно дорог нам Лермонтов. Но, чтобы действительно понять его человеческую суть, надо помнить о самых последних мгновениях поэта. В роковую минуту, будучи первоклассным стрелком, он решительно заявил Мартынову: «Я в тебя, дурака, стрелять не буду…». Что же есть этот поступок? Ценою жизни Михаил Лермонтов утвердил право человека, несмотря ни на что, остаться человеком. Этот непрозвучавший выстрел – завещание нам…