00:00, 5 мая 2005 года

Что наша жизнь? борьба!

На недавнем заседании бюджетного комитета ГДСК в очередной раз обсуждали проблемы мусоросжигательного завода, официально именуемого МУП «Пятигорский теплоэнергетический комплекс». Депутаты были поставлены перед трудной дилеммой. Выделенных бюджетных средств на санитарную очистку городов КМВ, из которых муниципалитеты должны оплачивать в том числе и услуги ПТЭК по утилизации мусора, оказалось явно мало. Ибо расценки на данную услугу неожиданно подскочили аж на 59 процентов. Вопреки обещаниям, данным мэром города Пятигорска Владимиром Шестопаловым в прошлом году в той же аудитории, их не повышать. Но тогда обсуждался вопрос о передаче предприятия из государственной собственности в муниципальную. Голоса противников такой смены собственника услышаны не были. А именно их нелицеприятные прогнозы, увы, сбываются сегодня.

Куда делась «турбина Шестопалова»

Если муниципалитеты будут оплачивать утилизацию мусора по новым тарифам, то выделенных им на это денег хватит максимум на полгода. А что делать дальше? Пусть мусор гниет на свалках? Но ведь для того и построили завод в 1987 году, чтобы не допустить загрязнения подземных минеральных источников. Безусловно, подобной патовой ситуации допустить нельзя. По этой причине из повестки заседания Госдумы края, состоявшегося на днях, вопрос о мусоросжигательном заводе, естественно, пока исключен. Как требующий дополнительного изучения. Прежде всего надо спросить мнение глав тех муниципалитетов, которых так же, как и депутатов, поставили перед фактом. Несмотря на то, что обязательное согласование с ними вопроса по тарифам было специально оговорено на момент передачи завода в муниципальную собственность Пятигорска. Получается, действует новый хозяин предприятия как монополист. Ведь другого мусоросжигательного завода на Кавказских Минеральных Водах нет, как ни крути.

Еще в прошлом году, когда предприятие было государственным, специалисты министерства ЖКХ, строительства и архитектуры края предупреждали, что муниципалитет не справится со всеми проблемами. Ведь как только произойдет смена формы собственности, так сразу и прекратится финансирование предприятия за счет запланированных средств краевого бюджета. А казны Пятигорска на покрытие убытков и давно назревшую модернизацию производства, конечно, не хватит. Тем более что у самого предприятия реальной программы выхода из кризиса как не было, так и нет. Хотя перед руководством завода (еще в бытность, когда руководил им нынешний мэр Пятигорска В.Шестопалов) ставилась такая задача – представить в министерство программу развития, в том числе материалы о возможностях привлечения инвестиций. Этого так и не было сделано.

Какова цена вопроса? Обратимся к цифрам. В 2003 году на реализацию договора утилизации твердых бытовых отходов в краевом бюджете запланировано 53 млн. рублей, однако реально затраты составили 70 млн. рублей. В 2004 году на эти цели бюджетом было положено 40 млн. рублей. Из них 17 млн. рублей ушли на погашение кредиторской задолженности завода и лишь 23 млн. рублей - на оплату текущих расходов за пользование газом, электричеством, водой, капремонт, начисление заработной платы и т.д. И опять пришлось выкраивать дополнительные средства.

Сегодня, по словам нынешнего руководителя предприятия Петра Подолякина, кредиторская задолженность на порядок выше. Что и требовалось доказать: муниципалитет не в силах выполнить взятые на себя обязательства. И повышение тарифов при таких условиях, получается, мера вынужденная. Однако высокая цена услуги – не гарантия того, что желанные финансы потекут на завод. Надо учитывать еще и, подчеркиваю, вынужденный саботаж муниципалитетов КМВ, которые сегодня не в состоянии оплачивать утилизацию мусора.

Специалисты, знакомые со спецификой производства, резонно считают, что в топках мусоросжигательного завода горят деньги. Даже нынешний директор предприятия П. Подолякин, бывший заместитель В. Шестопалова, в своих рассуждениях порою сам себе противоречит, говоря то о социальной значимости и потому заведомой убыточности (видимо, в надежде на дотацию из краевого бюджета), то о том, что завод и сегодня, даже с имеющимся устаревшим оборудованием, мог бы работать рентабельно. Мог бы - после модернизации производства, которая, увы, так и не случилась. А планы были такие: под гарантии краевого министерства ЖКХ сразу шесть заказчиков соглашались вложить средства, необходимые для обеспечения стабильной работы предприятия. Когда его передали муниципалитету, инвесторы от своего намерения быстро отказались.

Запуск на мусоросжигательном заводе «турбины Шестопалова» (одно из предвыборных обещаний мэра), ставшей уже притчей во языцех, мог бы при определенных обстоятельствах сыграть свою положительную роль в выводе предприятия из кризиса. Однако для получения энергии с помощью тепла, получаемого при сжигании мусора, необходимо было не только смонтировать турбину (а до сдачи в эксплуатацию еще далеко), но и осуществить, так сказать, «привязку на местности» - заинтересовать владельцев электросетей. А этого сделано не было. Поэтому в реальности мы имеем законсервированный объект, более пяти лет зарастающий травой. Пока не изменилось ничего. Кроме тарифов, конечно…

Медликвидаторы

Еще новая городская власть обещала избирателям проезд в трамвае за три рубля, новый трамвайный маршрут до станицы Константиновская (с переездом через дорогу федерального значения!), каждой семье по бесплатному водяному счетчику и т.д. И эти обещания не выполнены.

А раз так, то нужно что-то свеженькое, способное переключить внимание горожан, например, письмо президенту о пересмотре результатов приватизации в Пятигорске. Впрочем, отвлекать внимание нужно не только от обещаний…

Главного врача Центральной городской больницы Пятигорска с высоких трибун планомерно стали обвинять во всех грехах отечественной медицины. Проверок, обрушившихся на главную больницу города, вдруг стало несть числа. Один ревизор за порог, другой на порог. Иногда они приходили одновременно. Началась сия контрольная феерия в апреле прошлого года и продолжается по сей день. Чтобы победить в этой схватке, власти Пятигорска, похоже, даже готовы пожертвовать сразу несколькими лечебными учреждениями.

Очередная проверка из финансового управления городской администрации совпала с плановой аудиторской проверкой. Ревизоры по этой причине вынуждены были из больницы ретироваться. Но уже в июне вновь пришли чуть ли не с угрозами: если не расторгните договор с аудиторской фирмой, пожалеете. Хотя расторжение означало для больницы уплату большой неустойки… И когда в сентябре аудиторы наконец закончили свою работу, бригада из финуправления взялась за проверку тех же документов. Трудились 45 дней. Черновик справки, еще не подписанный сторонами, администрации ЦГБ выдали немедленно. Никаких серьезных нарушений финансово-хозяйственной дисциплины в ней отмечено не было. Может быть, по этой причине официального документа здесь ждут и по сей день, хотя, по действующим правилам, срок выдачи не должен превышать пяти дней. Как потом выяснилось, ревизорам досталось по первое число, их даже обвиняли в том, что «продались» администрации больницы: не нашли компромата.

Видимо, «проверочная» деятельность была оценена как неэффективная. Поскольку в ход, по заявлению заместителя главы администрации С. Мятникова, пошла теперь уже «тяжелая артиллерия» в лице сотрудников ОБЭП. Это уважаемое ведомство привлекло к работе все тех же ревизоров из финуправления. Этого Боливар уже не выдержал и взбрыкнул. Руководство ЦГБ обратилось с заявлением в прокуратуру. Там сочли такую ревизорскую активность чрезмерной. ОБЭП осаду снял…

Но это все цветочки: настоящий гром грянул в октябре. Мэр подписал постановление о реорганизации системы здравоохранения города, согласно которому Центральной городской больнице предстояла… ликвидация. Уничтожались единым росчерком пера и находящиеся в ее управлении наркологический и кожно-венерологический диспансеры как самостоятельные муниципальные учреждения здравоохранения. Им была уготована участь кабинетов при поликлинике. Больше трех сотен медиков в результате такой реорганизации должны были быть выброшены на улицу. Хотя предпосылок к тому, что деятельность вышеназванных учреждений уже не нужна или потребность в ней снизилась, никаких… А если учесть, что обслуживали диспансеры не только 200-тысячный город Пятигорск, но и прилегающие районные центры и населенные пункты, то тем абсурднее кажется нововведение. Несколько иная судьба проектом предлагалась онкологическому диспансеру: по замыслу властей он должен был стать… коммерческой организацией.

Администрация ЦГБ отправилась искать правду в Ставрополь. В краевом правительстве на заседании комиссии по реализации реформы местного самоуправления В. Шестопалову указали, что он не прав. А в ответ услышали, что-де обсуждаемого постановления… не было.

А ларчик на самом деле просто открывался. Из закона № 131 о реформе местного самоуправления следует, что в распоряжении муниципалитета остаются только первичная медико-санитарная и скорая помощь, роддом и поликлиники. Остальные медучреждения уходят в подчинение краевому минздраву. По принципу «так не доставайся же ты никому» и решили в ущерб городскому здравоохранению реорганизовать ЦГБ в «Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение первичной медико-санитарной помощи № 1», потому что такого лечебного заведения в номенклатуре минздрава новым законом не предусмотрено. Чтобы оставить больницу в распоряжении муниципалитета, власти готовы были закрыть глаза на многое. Ведь, следуя логике занятой ими позиции, могли быть закрыты 13 специализированных отделений ЦГБ, таких, как офтальмология, отоларингология, гастроэнтерология, эндокринология и т. д. Где, если понадобится их помощь, лечиться горожанам?

Пообещав отменить незаконное решение, мэр лишь внес в постановление ряд «косметических» изменений. При этом торопились так, что нарушили трудовое законодательство: не были предупреждены за два месяца работники о грядущем в связи с реорганизацией сокращении штатов.

Раз уж краевая власть не указ, остался единственный путь - судебный. Процесс администрация ЦГБ выиграла, и оба решения, как того требовал здравый смысл, были отменены.

Даешь правильную приватизацию!

За небольшой срок правления В. Шестопалов успел нажить достаточно врагов в предпринимательской среде. Правда, мои собеседники охотнее высказывались на условиях анонимности. Объяснение каждый раз одно и то же: мне здесь жить...

Поднять арендную плату за пользование земельными участками с первой попытки городской администрации не удалось. Как раз накануне смены власти такое решение Думой города было принято. А дважды в год пересматривать тарифы закон не позволяет. В этом году после бурных дебатов сие свершилось. Предприниматели ахнули, когда получили новые коэффициенты. Многим платить теперь надо в разы больше. В моем распоряжении сравнительная таблица ставок арендной платы за землю в Пятигорске и других городах Кавминвод. В Пятигорске отраслевые коэффициенты применяются почему-то не к отрасли в целом, а дифференцированно к отдельно взятым объектам, которые по какой-то причине решили обложить повышенным налогом. Наиболее близким по социально-экономическим характеристикам к Пятигорску считают Ессентуки, что выражается и в схожих базовых ставках аренды земли в этих двух городах. Однако у соседей более продуманные ставки отраслевых коэффициентов дали толчок активному развитию деловой жизни. Чего не скажешь о Пятигорске. Для некоторых «малых» бизнесменов новые расценки оказались вообще непосильны. Кто-то свернул дело, кто-то увел его в другой город. Те же, что покрупнее и посильнее, тоже делают «ход конем». Сам мэр Пятигорска в телефонном разговоре с корреспондентом «СП» подтвердил, что скоро в бюджете города образуется «дыра» больших размеров. Пятигорский офис «Ставропольэнерго» собирается менять место жительства - переезжать все в те же Ессентуки.

Один мой собеседник сказал, что не пропадет только благодаря своевременной диверсификации бизнеса. С самого начала он предусмотрительно открывал филиалы и в других городах Кавминвод. В том числе и «на всякий случай». Вот этот «случай», к сожалению, и пришел.

По его же словам, в Пятигорске предпринимателю подписать бумагу в администрации не то чтобы трудно, а практически невозможно. У многих в настоящее время встал вопрос о продлении аренды земельного участка под предприятием, офисом, магазином. Но простая проблема неожиданно стала нерешаемой в принципе. Сам бизнесмен не может получить соответствующую подпись главы города уже восемь месяцев. И товарищей по несчастью, говорит, достаточно.

В пример многим нерешительным мужчинам генеральный директор Пятигорского санаторно-курортного управления А. Тювакина с неопределенностью такого рода мириться не захотела и обратилась с заявлением в прокуратуру города. В марте мэр получил из этого ведомства представление об устранении нарушений земельного законодательства РФ и вынужден был удовлетворить законные требования заявительницы – продлить аренду земельного участка, на котором уже много десятков лет стоит курортное управление. К сожалению, практика такова, что пройденный ею путь чуть ли не единственный способ «договориться» с мэрией.

Кстати, в чем-в чем, а в приватизации власть Пятигорска все-таки сказала свое новое слово - революционное. Горожане, кто в курсе, долго дивились. Куда предшественнику, которого мэр «разоблачил» в письме к президенту. Тот не собирался приватизировать зданий прокуратуры, УВД города, аналитического центра ГУВД СК, управления по контролю за оборотом наркотических средств, мирового суда, городского военкомата, паспортно-визового отдела УВД и т.д. А новая мэрия этот вопрос поставила на полном серьезе: предварительные согласования из администрации были получены. В том числе и от заместителя главы по имущественным отношениям С. Мятникова. Получается, казну решили пополнить за счет ведомств, содержащихся на государственный кошт. Представляете, приходит некий нувориш и покупает… «прокуратуру» под свой новый офис. «Государево око», то бишь прокуратура города, которую собирались выселить, себя отстояла, как и другие ведомства. Решение не прошло в Думе города как не отвечающее действующему законодательству. Как говорится, зато повеселились.

С целью причинить вред моей жизни…

В. Шестопалову не откажешь в умении ставить «острые вопросы». Я с любопытством пролистала один интересный документ в прокуратуре города - о покушении на мэра Пятигорска. Прочитанное больше смахивало на фарс, чем на материалы дела. «Местом происшествия», говоря протокольным языком, стала крыша администрации. Дело в том, что в свое время, по договоренности с властями, оператор сотовой связи – ЗАО «Мобиком-Кавказ» установил здесь свою базовую станцию. За аренду согласно договору исправно платили. Но вот однажды, цитирую: «После обращения сотрудников об ухудшении здоровья над кабинетом главы был обнаружен мощный источник излучения». Из объяснительной В. Шестопалова: «Мои специалисты по моему поручению проверили кабинет и обнаружили наличие мощного электромагнитного поля. Когда они (представители санэпидслужбы и «Мобиком-Кавказа». - Л.К.) вошли в кабинет, фон излучения резко снизился. Считаю, что установка оборудования с нарушениями могла быть совершена умышленно с целью причинить вред моей жизни и здоровью, а также моих подчиненных с целью воспрепятствования нашей законной деятельности по пресечению коррупции в городе». После этого заявления была назначена криминалистическая экспертиза: в администрацию зачастили специалисты по радиационной безопасности. Однако угрожающих здоровью «порогов» излучения так и не обнаружили, все - в пределах нормативов. Вердикт следователя: «отказать в возбуждении уголовного дела… в связи с отсутствием события преступления». Теперь арендаторы ищут другую крышу. Говорят, было и еще одно громкое покушение. Материалы дела в краевой прокуратуре.

Мэра Пятигорска В. Шестопалова, по его словам, упорно преследуют коррупционеры всех мастей: звонят и угрожают. Соответствующая жалоба подана в прокуратуру, которая, конечно, должна реагировать (и реагирует). Проверка идет. Ранее, напомним, были проверены другие заявления, в т. ч. связанные с продажей муниципальной собственности. Нарушений, как заявил на пресс-конференции прокурор края В. Калугин, не выявлено. Мэр не верит. Его право. В конце концов он решает глобальные задачи. А пересмотреть итоги приватизации, конечно, легче, чем создать благоприятный климат для бизнеса.