00:00, 26 января 2005 года

Воздушный форпост

За заморскими товарами хлынуло такое количество желающих, что существовавшие в СССР прежде внешние пограничные таможни попросту не справлялись с работой. Тогда всерьез и задумались над тем, чтобы оформлять грузы не при ввозе в страну, а по прибытии в конечный пункт назначения. Какое-то время граждане недоумевали, мол, и для чего в самом центре России, где до ближайшей границы тысячи километров, таможня?! А потом привыкли. К тому же, как показала практика, такое положение вещей более чем оправдано. Таможенные платежи поступают исправно. С выявлением контрабандных товаров проблем тоже не возникает.

Сегодня на Ставропольской таможне (образована она в 1993 году) можно изучать экономику если не всего региона, то значительной его части, – точно. В отделе таможенной статистики и анализа, руководит которым Сергей Курбатов, хранится информация обо всех товарах, экспортируемых и импортируемых через Ставропольскую таможню. В минувшем году общая стоимость вывезенной за границу продукции впервые за долгое время превысила стоимость ввезенной. Взысканные таможенные платежи, направляемые в федеральный бюджет, за прошедший год составили около 627 миллионов рублей. Ассортимент импортируемых товаров остался почти неизменным. У нас по-прежнему пользуются спросом зарубежные соки и их концентраты, игрушки, цветы, мясо, оборудование для телефонных станций (в том числе сотовой связи). Машин больше, нежели прежде, ввозить не стали: 650 транспортных средств за весь год. До увеличения пошлин на подержанные иномарки в край ежегодно прибывали до 1900 автомобилей.

Надзор за гражданами, их багажом и грузами, прибывающими и убывающими по воздуху, осуществляется на таможенном посту аэропорта Ставрополь. Здесь же занимаются и оформлением контейнеров с личными вещами переезжающих на постоянное место жительства в Россию или выезжающих за ее пределы. Тут особое внимание уделяют так называемому «азиатскому направлению». Опасаясь провоза наркотических средств, грузы из Таджикистана, Казахстана и Узбекистана досматриваются более тщательно. Выявляют предметы старины: церковные книги, иконы, многие из которых представляют историческую и культурную ценность.

На «воздушной границе» таможенникам в основном приходится бороться с попытками нелегального ввоза в страну золотых изделий из Армении. Самую крупную партию драгоценного металла ставропольские таможенники задержали в 2003 году. Тогда в карманах кресел пилотов было обнаружено свыше двух килограммов ювелирных изделий. Почти килограмм «рыжего» металла выявили таможенники в подкладке полупальто одного из прилетевших пассажиров.

- В прошлом году повидать золота нам не довелось, - шутит главный государственный таможенный инспектор аэропорта Ставрополь Олег Курсиков. – Из 12 выявленных административных правонарушений потом «выросли» два уголовных дела, они были возбуждены по фактам незаконного провоза орденов и сильнодействующего лекарственного препарата - клофелина. Пожилые люди зачастую не знают, что этот препарат подлежит обязательному письменному декларированию. Вот и возникают недоразумения.

В прошлом году Ставропольскому аэропорту посчастливилось попасть в число немногих аэровокзалов Южного федерального округа, на которые распространилось действие российско-американской программы «Вторая линия защиты». В аэропорту был установлен автоматизированный комплекс безопасности, включающий в себя камеры видеонаблюдения и систему радиационного контроля. Так что теперь никто и ничто не ускользнет от глаз бдительного инспектора таможни.