00:00, 14 января 2005 года

Раз, и взяли

В редакцию «СП» нередко поступают жалобы на те или иные действия правоохранителей. От «общения» с милиционерами никто – каким бы законопослушным гражданином он ни был - не застрахован. Где границы закона, в рамках которого должны действовать милиционеры? И вообще, как следует себя вести, попав в такую ситуацию? На эти и другие вопросы корреспонденту «СП», испытавшему все тяготы пребывания в милиции на себе, отвечает прокурор Октябрьского района Ставрополя Владимир Решетняк.

- Я понимаю, что для законопослушного гражданина услышать из уст милиционера, что он подозревается в совершении преступления, тем более тяжкого или особо тяжкого, - настоящий шок. Но прежде всего нужно сохранять спокойствие и знать, что человек может быть задержан по подозрению в совершении преступления в трех случаях.

Во-первых, если он застигнут в момент совершения злодеяния, либо непосредственно сразу после его совершения. Во-вторых, если потерпевший или очевидцы указали на этого человека как на лицо, совершившее преступление. И, наконец, в случае, когда обнаружены явные следы преступления: к примеру, это может быть оружие, пятна крови на одежде и т. д. Составляется протокол задержания, в котором указывается: где, когда, кем и за что гражданин задержан. В вашем случае милиционеры руководствовались приметами, полученными от потерпевших: «по горячим следам» разыскивали группу молодых людей определенной комплекции в вязаных шапочках и кожаных куртках.

Административное задержание применяется в исключительных случаях, когда этого требует правильное и своевременное рассмотрение дела. Задерживать гражданина в отделении (ограничивать свободу) более трех часов милиционеры не имеют права. В случае назначения наказания в виде административного ареста (к примеру, за мелкое хулиганство) срок задержания увеличивается до 48 часов.

Очень важно знать и помнить, что с момента ограничения свободы гражданин вправе требовать адвоката. Если у него нет личного защитника, милиционеры обязаны предоставить «своего» - дежурного.

За задержанием неизбежно следует процедура обыска или досмотра. Они отличаются друг от друга. Личный досмотр предусмотрен административным законодательством и производится только в случаях, когда у сотрудников правоохранительных органов есть достаточные основания полагать, что у гражданина при себе имеются предметы или вещества, запрещенные в свободном обороте. Это прежде всего оружие и наркотики. Личный обыск производится, когда речь идет о преступлении, причем осуществляется он уже в обязательном порядке.

Условия проведения обыска и досмотра одинаковы. Действия осуществляются сотрудником того же пола. При этом должны присутствовать двое понятых. Составляется протокол, куда обязательно должны быть занесены все личные вещи гражданина. По завершении, если не было допущено никаких нарушений, задержанный подписывает протокол. Если же таковые имели место, он вправе не подписывать документ, требуя их устранения. Пометки об этих нарушениях могут быть сделаны прямо на бланке, после чего гражданин может поставить свою подпись. При административном задержании, как в вашем случае, если сотрудник милиции предлагает гражданину добровольно предъявить содержимое карманов, а понятые при этом не присутствуют или не составляется протокол, он вправе отказаться.

Один важный момент. Доказательства вины, полученные незаконным путем (в том числе и при обыске с грубыми нарушениями) не могут быть приобщены к делу и не принимаются судом к рассмотрению. То есть если у гражданина обнаружили, к примеру, наркотики, но при этом не присутствовали понятые (что является грубым нарушением), то, доказав факт этого нарушения со стороны правоохранителей, он не понесет никакой ответственности.

Что касается дальнейших следственных действий, то одно из наиболее распространенных – это опознание. Как и любое следственное действие, оно протоколируется. Проведение каких-либо следственных действий в ночной период (с 22 до 6 часов) запрещено, кроме исключительных случаев, не терпящих отлагательства. На опознании обязательно присутствуют двое понятых. Адвокат – по желанию задержанного. Но его присутствие пойдет только на пользу. Если он не воспрепятствует всем нарушениям, то, по крайней мере, сведет их к минимуму. Опознающему должны представить не менее трех человек, внешне схожих между собой (по полу, росту и комплекции). Опознание злоумышленника проводится по определенным приметам, указанным потерпевшим заранее, а не наобум.

И все-таки будем реалистами: допустима ситуация, когда сотрудник милиции, находясь на службе, действует вопреки всем установленным законом правилам и нормам. Как следует себя вести, попав в столь неприятную историю? Убежден, что милиционеры, работающие по принципу героев американских боевиков - «раскрыть любой ценой», нашему обществу не нужны. Если вы столкнулись с фактами пренебрежения и даже нарушения ваших гражданских прав со стороны правоохранителей, ни в коем случае не стоит обострять отношений и идти на конфликт. С их стороны в ваш адрес возможны провокации, важно не поддаться и не совершить какого-либо противоправного действия. Тут же отыщутся свидетели того, как вы, к примеру, сорвали с милиционера погон, пусть даже никто при этом не присутствовал. Выполняйте все их требования, в пределах разумного, конечно. Не подписывайте пустых бумаг и бланков, даже если вам пообещают сию-минутное освобождение. Если вы ни в чем не виновны, а ваши права были нарушены, обращайтесь в прокуратуру. Желательно того района, к которому относится и отделение внутренних дел. По фактам заявления прокуратурой соответствующего района будет проведена проверка. Виновные понесут наказание.