00:00, 9 октября 2004 года

Народ как враг статистики

«У нас нет никакой возможности, но и, главное, нет желания укрупнять регионы и ставить во главе регионов – у меня, во всяком случае, нет такого желания – назначаемых лиц. Мы эту проблему в истории нашей страны проехали. Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в Конституции и так должно остаться…»

Сегодня с трудом верится, что эти слова года два назад говорил Владимир Путин. Не знаю, почему, но я поверила тогда президенту. Но время еще раз показало – не стоит доверять чиновникам.

Штука в том, что основная часть населения доверяет (пока еще) президенту страны, а президент – опять же основной части населения, людям, которые его избрали, – нет. Это главный узел, за которым следуют узелки поменьше: в разных регионах, на разных уровнях власти верхи и низы не понимают друг друга. И этот узелковый путь для страны – тупиковый. В Москве не знают, как живут люди в других городах, не говоря уже о селах, поселках, хуторах…

Ставрополь.

- Благосостояние населения растет, - говорит чиновник, у которого я беру интервью, и в доказательство, конечно, приводит цифры.

Одно из малых ставропольских сел.

- Доченька, купи десяток яиц. Возьми за сколько можешь, - говорит мне старушка на стихийном рынке, не ведая, что ее слова противоречат официальным цифрам.

Два гражданина – бабушка и чиновник, но они никогда не поймут друг друга, никогда не поверят друг другу да и, пожалуй, не встретятся. Жаль. Потому что бабушка знает больше, чем органы статистики. Знает она, например, что с каждым годом жить многим людям становится все тяжелее, поскольку рост цен намного опережает неторопливые шаги государства по повышению пенсий, а также других денежных пособий.

- Но в стране объявлена борьба с бедностью, - ответит на это хороший чиновник.

Не поспоришь. Действительно, объявлена.

Чиновникам повысили зар-плату, и теперь средний региональный министр получает, например, отпускные в размере нескольких десятков тысяч рублей – это называется «в рамках борьбы с коррупцией». В то же время рядовой работник бюджетной сферы чуть ли не нищенствует на оклад ниже прожиточного минимума. Спрашивается: почему не подняли зарплату ему – в рамках борьбы с бедностью? Почему государство всерьез не берется за развитие промышленности – в рамках удвоения ВВП? Где дешевые кредиты – в рамках создания в стране рынка доступного жилья? Где средний класс – в рамках создания среднего класса? Все, что мы наблюдаем, это падение инвестиционной привлекательности России – в рамках передела собственности и из-за ситуации вокруг ЮКОСа.

Конечно, конечно, господин чиновник, я понимаю – не все сразу. Мне до пенсии тридцать лет. Обожду.

Правда, не знаю, во что превратится наша страна через треть века, если уже сейчас в ней скучно смотреть телевизор. Государственные каналы нагоняют такую тоску, что иногда просто хочется выйти во двор своего дома и послушать сплетни соседей – хоть какая-то живая информация! Благо, есть доступ к «мировой паутине», и я жадно читаю авторитетные интернет-издания, переводы зарубежных публикаций, мнения экспертов в режиме он-лайн. И мне очень жаль, что у многих людей такой возможности нет.

Там же, в недрах «мировой паутины», нашлась и приведенная в самом начале цитата президента, которую, разумеется, я не помнила дословно. Человеческая память коротка. Психологи говорят, что это – счастье нашего рода, иначе в конце жизни от пережитых страданий люди сходили бы с ума, ведь недаром говорят – время лечит. И другое мнение – у историков…