«Секунданты взяты под арест…»

«Секунданты взяты под арест…»

   Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ


«От юных лет 
        к тебе мечты мои
Прикованы судьбою 
              неизбежной,
на севере, в стране, 
              тебе чужой,
Я сердцем твой, 
    всегда и всюду твой!»

Эти строки М. Ю. Лермонтова о Кавказе, которому посвящены лучшие стихи поэта. Как известно, он занимает особое место в его жизни и творчестве.

Везде на дорогах Кавказа мы встречаемся с Лермонтовым, с памятью о нем. И прежде всего это Пятигорск, где ему суждено было обрести наивысший взлет вдохновения, а потом – гибель.

В дни 190-летия со дня его рождения, мы встречаемся с ним… в архиве, вновь и вновь обращаясь к документам, которые непосредственно или опосредованно связаны с его именем.

«Лермонтовский клад стоит упорных трудов», – писал Александр Блок. – Известные лермонтоведы ищут его упорно и настойчиво.

Открыто, исследовано и написано столько, что, кажется, уже известно все. Но нет! Находятся новые и новые частицы этого клада, рассеянные в пространстве и во времени.

И какое же удовлетворение ждет исследователя, которому посчастливилось обнаружить их!

Без преувеличения бесценным кладом обладает Государственный архив Ставропольского края. Все документы, о которых здесь пойдет речь, известны, исследованы и опубликованы, но в дни Лермонтовского юбилея о них вновь необходимо вспомнить.

Самые главные, уникальные из них – это документы о поединке и трагической гибели поэта. Подробного описания дуэли не имеется, но и то, что читаем, потрясает: «…Находящиеся в г. Пятигорске для пользования болезней кавказскими минеральными водами уволенный от службы из Гребенского казачьего полка майор Мартынов и Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов сего месяца 15 числа в четырех верстах от города, у подошвы горы Машук имели дуэль, на коей Мартынов ранил Лермонтова из пистолета в правый бок навылет, от каковой раны Лермонтов помер на месте,..»

Это сухие строчки документа, рапорта Пятигорского окружного полицмейстера начальнику Кавказской области от 20 июля 1841 года. «Вызов на дуэль сделал Мартынов за нанесенную ему Лермонтовым обиду остротами и шутками», – гласит другой рапорт. В «Ведомостях о происшествиях по Кавказской области за вторую половину июля 1841 г.», в графе «Убийство» – сообщение о дуэли с дополнительными сведениями и секундантах Васильчикове и Глебове и с заключением: «Дуэлист, равно как и секунданты, взяты и содержатся под арестом». Эти документы совершенно уникальны, являясь первичной информацией о гибели М. Ю. Лермонтова.

Другая группа подлинных документов связана с лермонтовским окружением. Особый интерес вызывают материалы о Святославе Раевском, близком друге поэта с университетских времен, распространителе лермонтовского стихотворения «На смерть поэта».

Известно, что Раевский распространял запрещенные стихи организованно и бесстрашно, за что сначала был посажен на гауптвахту, затем отправлен на службу в Олонецкую губернию, и, заслужив «высочайшее прощение», приезжает на Кавказ, в Ставрополь, кстати, по совету М. Ю. Лермонтова. В архиве хранится прошение С. Раевского на имя Кавказского гражданского губернатора с приложением формулярного (послужного) списка, приказ о назначении Раевского чиновником особых поручений при Кавказском гражданском губернаторе, автограф С. Раевского – его собственноручный рапорт и «Путевые замечания 1840 года», составленные им при обследовании Пятигорского округа.

Имеется также формулярный (послужной) список доктора Майера (прототип доктора Вернера в «Герое нашего времени»), рапорт начальника штаба командующему войсками на Кавказской линии генералу Вельяминову от 12 июля 1834 г. о перемещении пятигорского уездного лекаря коллежского секретаря Майера в военное ведомство» и другие документы. Есть в архиве и ряд подлинных документов о сооружении в Пятигорске памятника М. Ю. Лермонтову работы замечательного русского скульптора А. М. Опекушина, автора известного памятника А. С. Пушкину в Москве: разрешение на сбор средств, подписные листы, в которых указаны вносимые суммы, правила о сооружении памятника, сообщения о благотворительных базарах и вечерах в лермонтовские дни и другие.

В объеме 5 дел сосредоточены в фонде Управления Кавказскими Минеральными Водами документы о сооружении памятника на месте дуэли. Они датированы началом прошлого ХХ века: обращение директора Кавказских Минеральных Вод и архитектора И. И. Байкова в горный департамент министерства торговли и промышленности г. Санкт-Петербурга о финансировании строительства, разрешение на использование средств, предназначенных для развития курортов, договор с архитектором Б. М. Микешиным, переписка Микешина и его доверенного с управлением Кавказских Минеральных Вод, договор с петербургскими архитекторами А. А. Дитрихом и В. В. Козловым, чертежи ограды и другие документы.

За многие годы собраны копии документов из других архивов и библиотек. Это и договор А. М. Опекушина с управлением Кавказских Минеральных Вод, подлинник которого хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, копии рисунков М. Ю. Лермонтова «Сцены из ставропольской жизни» (в Центральном государственном литературном музее Москвы и художественной галерее Перми), а также документов об обстоятельствах погребения М. Ю. Лермонтова в Пятигорске – из архива Владикавказа (Северная Осетия). Последние представляют собой переписку о наказании протоиерея Павла Александровского за погребение с соблюдением некоторых христианских правил тела поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Юрьевича Лермонтова, убитого на дуэли и приравниваемого к самоубийцам.

В известной степени интересны разные документы 1841 года, когда произошла роковая дуэль, представляющие обстановку в Пятигорске и других городах Кавказской области и составляющие фон этому событию. Так, в Пятигорске продолжалось благоустройство существующих и строительство новых ванных зданий, город заселялся чиновниками, надеявшимися нажиться на сдаче домов посетителям вод и купцам, торгующим сельскохозяйственными и промышленными товарами. «На водах» – разнообразная публика и по-прежнему много военных. И в одном из документов еще раз такие сведения за год: «Совершено убийств в области – 31, из них – известными людьми – 13». Документ имеет отношение к поединку. Как уже упоминалось, в ведомостях о происшествиях в области констатация факта дуэли значится в графе «убийство».

* * *

Все документы, прямо или косвенно связанные с именем М. Ю. Лермонтова, никогда не утратят интерес к ним исследователя. Тем более важно, что они доступны, широко используются и, как всякий ценный первоисточник, заключаю в себе еще не до конца использованные возможности.

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ