00:00, 25 мая 2004 года

Государственная служба

Хотя и не вышел в финал, но был оценен жюри как растущий педагог. За такими, как он, - будущее сельской школы. Это небольшое интервью наш внештатный корреспондент взял накануне последнего звонка.

- Валерий Владимирович, что заставляет в наше время мужчину работать учителем? Ведь в 94-м году, когда вы закончили институт, выпускники самых разных вузов в массовом порядке шли в бизнес или получали дополнительное образование по модным тогда юриспруденции, экономике…

- Мне интересно работать в школе. Я люблю заходить в класс, видеть глаза детей, ждущих, что я скажу... Даже за время отпуска успеваю соскучиться по школе, по ученикам, по своей работе. И потом, я считаю, что человек должен делать то, что он знает, что хорошо умеет. А если все мы пойдём шоколадками торговать, кто в школе останется? Кто будет детей учить? Опять матросы, как в 17-м году?

- А материальная сторона? Учительская зарплата совсем небольшая. Как вы с этим справляетесь?

- Да неважно. Во многом приходится себя ограничивать. Хочется покупать хорошие книги – я фантастику люблю, поэзию. Это все сейчас дорого. Правда, я пока не женат, поэтому мне легче, чем семейным. Но, знаете, я свою работу считаю государственной службой, патриотическим служением, если хотите. Уверен, что надо осознавать свою ответственность за подрастающие поколения, за будущее нашей страны, культуры. Я надеюсь, что государство рано или поздно сделает ответные шаги навстречу учителям. Постепенно всё наладится, я думаю.

- Значит, вы - подвижник? Есть такая распространённая точка зрения, что в школу сейчас идут или подвижники, или неудачники, лентяи, люди, которые просто не смогли никуда больше устроиться. Кстати, каков, по вашему мнению, в современной школе процент таких людей?

- Я не сказал бы, что их большинство. Думаю даже, что их очень мало. Они в школе не задерживаются: это такой титанический труд, которому надо отдавать себя всего. Школа всегда держалась на подвижниках… Кстати, у нас в районе учителем не так просто устроиться. В нашем селе педагоги - люди молодые, талантливые. Средний возраст учителей у нас около тридцати лет.

- Вы ведете историю и обществознание. Как сейчас преподаются эти предметы? Какова новая методологическая база?

- На мой взгляд, мало что пока изменилось за последнее десятилетие. Тема Великой Отечественной войны, например, по-прежнему толком не раскрывается. Всё рассказывают, что у нас солдаты были необученные, лейтенанты молодые, одна винтовка на троих… Я считаю, что это неоправданное унижение и нашей армии, и нашего народа, хочу, чтобы дети учились видеть события глубже, разностороннее, даю им разный дополнительный материал, стараюсь развивать интерес к истории.

- По поводу дополнительных материалов. Интернет в школе есть?

- Компьютерный класс есть, но к Интернету пока не подключен. И с библиотекой неважно. Новой литературы сельские библиотеки почти не получают. Какие-то единичные экземпляры приобретают, а в основном сохраняют то, что есть. Я, конечно, говорю детям, что было бы хорошо почитать ту или иную книгу, но понимаю, что, как правило, им ее взять негде. Так что почти весь дополнительный материал готовлю сам.

Денис ЯЦУТКО