00:00, 12 марта 2004 года

Хотя прогнозы делать рано

- Валентина Федоровна, в прошлом году победительница краевого конкурса Зоя Михалина очень хорошо показала себя в Москве. Она не просто вышла в финал, но произвела такое впечатление, что президент РФ Владимир Путин наградил ее премией в числе 15 лучших учителей России. Вы уже познакомились с конкурсантами, когда они стажировались в институте. Какими они вам показались?

- Конечно, пока еще рано делать прогнозы, но будущие участники конкурса - достаточно подготовленные люди. В среднем им до сорока лет, это возраст профессиональной зрелости. Могу назвать тех, кто произвел особое впечатление на меня лично. Это Михаил Павленко, учитель физики из Буденновска, Елена Дмитриенко, преподаватель экономики из Ипатовского района… Немного слабее, чем обычно, мне показались учителя начальной школы, традиционно эта номинация у нас бывает поярче.

- А преподаватели иностранного? Несколько лет подряд именно они становились победителями краевого конкурса. Это и та же Зоя Михалина, и Елена Орлова, и Галина Рогатенкова.

- Как ни странно, в этом году на краевой конкурс не вышел ни один учитель-«иностранец». Может быть, приедет кто-то из Невинномысска, там городской финал еще не состоялся.

- Много ли среди конкурсантов мужчин?

- Пятеро из 35 участников, примерно столько же, сколько обычно.

- Есть ли какие-то особенности в проведении краевого конкурса этого года?

- Мы, как вы знаете, всегда ориентируемся на правила Всероссийского этапа. А они в этом году несколько изменились, значит, перемены произойдут и на конкурсе в Ставрополе. Долгое время учителя соревновались лишь как предметники. То есть отдельно физики, биологи, литераторы и так далее. В прошлом году конкурс впервые проводился по проблемам. Педагоги демонстрировали свое мастерство в номинациях «Учитель-исследователь», «Гражданское и патриотическое воспитание», «Информационные технологии» и других. В этот раз предусмотрены и предметный конкурс, и участие учителей в проблемных номинациях, когда они будут показывать мастер-классы. Есть и еще одно новшество. До сих пор конкурсанты давали уроки, не зная наперед, какая тема и какой класс им достанутся. В этом году они сами решают, в каком классе проведут урок, сами выберут тему.

- Как вы к этому относитесь? Ведь тогда участник, в сущности, приедет с готовым сценарием… Интересно ли это?

- Знаете, здесь не все так очевидно. К сожалению, районные методисты, завучи школ, которые на местах помогают готовить конкурсные уроки, не всегда бывают на высоте. «Домашняя заготовка» может и подвести. К тому же педагоги, которые, на мой взгляд, и так не сильны в импровизации на уроке (говорю это на основе большого опыта), могут оказаться в плену у этой заготовки. Ученик ответил на вопрос не то, что ожидалось «по сценарию», конкурсант растерялся… Именно об этом мы предупреждали участников семинара.

Но, с другой стороны, умный педагог знает свои сильные стороны, сможет продемонстрировать их на уроке, который обдумает заранее.

- Вы ежегодно сопровождаете победителя от края на Всероссийский конкурс в столицу, уже дважды были членом жюри в Москве. Какое впечатление производит на вас «Учитель года России»?

- Я думаю, что это лучшие воспоминания моей жизни. В жюри доводилось работать рядом с таким столпами российской педагогики, как Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова, Виктор Садовничий. Это такой блеск мысли, такой взлет духовности! Прекрасны и участники Всероссийского конкурса. Каждый раз, уезжая из Москвы, я увожу память об этих веселых, творческих, отзывчивых друг к другу людях. На конкурсе в Москве (впрочем, как и в Ставрополе) не редкость, например, когда человек, выбывший из полуфинала, помогает подготовить урок завтрашнему финалисту, с которым накануне сам соревновался…