00:00, 5 апреля 2003 года

Секреты Полишинеля

Как и зачем они это делают, мы можем вам сегодня рассказать, потому что в крае начала работать региональная дегустационная комиссия, возглавляет которую заместитель министра сельского хозяйства Н. Соломко. Основная ее задача – не пропустить на рынок Ставрополья некачественные вина, причем неважно, кто их произвел – местные производители или соседние регионы, государства СНГ. На одном из таких заседаний удалось присутствовать. Оно уже третье по счету, и вел его заместитель председателя комиссии, генеральный директор концерна «Ставропольвиноградпром» С. Лысенко.

Как пояснил С. Лысенко, на втором заседании эксперты продегустировали 22 образца различных вин, которые завозятся в наш край из Северной Осетии, Республики Молдова, Краснодарского края и других регионов. Из них три были забракованы и не рекомендованы к продаже, информация об этом направлена на оптовые акцизные склады, которые теперь не должны работать с этой продукцией.

Так кто же стоит на страже наших интересов и борется за то, чтобы в продажу поступали сухие вина, шампанское или портвейн достойного качества. В рабочую группу экспертов этой комиссии входят известные в крае виноделы, превосходные специалисты в своей отрасли. Такие, например, как генеральный директор ОАО «Прасковейское» Б. Пахунов, который к тому же является членом центральной дегустационной комиссии (российской), В. Доронин, А. Марченко, В. Ильин и другие. Мнение этих людей насчет качества и соответствия, скажем так, содержимого красивой бутылки тому вину, которое заявлено на этикетке, практически неоспоримо. Кроме того, интересы потребителей защищают также представители госторгинспекции, Ставропольского ЦСМ.

Но перейдем к самому заседанию. На нем «держали экзамен» 23 образца вин ставропольских производителей. Кстати сказать, большого патриотизма эксперты не выказали, поскольку их цель, повторимся, не защита местных предприятий, а защита потребителя, а кроме того, эксперт потому так и называется, что должен быть беспристрастно объективен. К тому же он не знает, чье «произведение» дегустирует: эта информация раскрывается только после работы, когда прошло обсуждение и баллы проставлены.

Хотя, замечу, профессионализм экспертов таков, что уже в процессе дегустации они готовы назвать это засекреченное имя, из каких сортов винограда сделано то или иное вино, какое хозяйство края его выращивает. Точно так же определялась и технология, какую используют на винзаводах Ставрополья. В общем, в этом продукте для них, кажется, все секрет полишинеля. Чего не скажешь о нас, грешных, тем, что винцо на семейных или иных застольях у нас не переводится. А вот дать ему оценку не за столом, когда уже поздно возвращать, а можно только вылить в раковину содержимое бутылки и пожалеть даром потраченные деньги, мы в большинстве своем не можем. Ну вот скажите, что вам говорят такие определения, как мышиный тон, мыло, несвойственный цвет? Да ничего, как и мне. И чем дольше шли де-густация и обсуждение тех или иных номеров напитков, тем было яснее, что такая комиссия давно должна была работать в крае для блага каждого из нас. Да и для себя я пользу поимела. Например, очень хвалили эксперты вино «Улыбка», как потом оказалось, произвело его СХП «Виноградное». Так что теперь знаю, что покупать из многих «Улыбок». И ни за что не куплю портвейн другого ставропольского производителя, пока его «имени» называть не будем – может, исправится после выводов комиссии, его забраковавшей.

Комиссия, как уже говорилось, вырабатывает рекомендации для оптовых акцизных складов, с выводами экспертов знакомят производителей, которые вынуждены «исправляться», чтобы пройти на ставропольский рынок. Но, думается, еще действеннее была бы ее работа, если бы с заключениями экспертов можно было знакомить и население. Ведь именно его «ликбез» в винном деле наиболее действен, потому что материально заставлял бы производителей этих напитков делать их по-настоящему качественными.