00:00, 28 марта 2003 года

А Богу угодно ли?

Из бокового придела выглянул священник (по-польски – ксендз) и снова скрылся. Видимо, поджидает: не подойдет ли еще кто-нибудь. И верно: дверь открывается, заходит девушка. Теперь в храме Преображения Иисуса Христа Римско-католической церкви нас уже четверо, и ксендз о. Томаш начинает службу.

Я бывал на богослужениях разных конфессий, разных церквей. Спорить, какие из них наиболее верные, наиболее угодны Всевышнему, бессмысленно. Сие есть тайна, завесу которой еще никому не удалось приоткрыть и вряд ли когда-либо удастся. По мне, так главный критерий – настраивает ли чин богослужения на возвышенный лад, помогает ли устремиться духом к беспредельному, вечному. Увы, служба о. Томаша подобных чувств не пробудила: скоротечно, заучено, холодно.

А, помнится, лет пять назад, в этом же зале, сидя в этих же креслах, я смахивал слезы умиления, временами и вовсе воспарял над своим бренным телом. И важно ли, что облагораживали в те минуту душу не слова молитвы, а звуки органа?..

С самого зарождения Пятигорска как окружного города здесь жили и представители народов, исповедующих католицизм. В их числе выдающиеся зодчие – братья Джованни и Джузеппе Бернардацци. В 1837 году они столь блестяще справились с поручением князя Владимира Голицына – устроить над Провалом специальный помост для развлечений, что им была дарована привилегия взимать сбор с посетителей этого сооружения. Половину выручки братья решили отдавать на строительство католического храма.

Собирали деньги и другие состоятельные жители и посетители Кавказских Минеральных Вод. Причем разных национальностей и вероисповеданий. Так что приписывать возведение католической церкви только ссыльным полякам нет никаких оснований. Более того, по своей архитектуре она не характерна для поль-ских костелов, строившихся в стиле готики. Как нет и никаких документов, свидетельствующих, к какой именно из шести католических епархий был изначально приписан пятигорский храм. Лишь с начала ХХ века церковь Преображения Иисуса Христа стали называть костелом.

В 1937 году костел разделил печальную судьбу множества других культовых сооружений в Советском Союзе. Под какие только нужды не использовали в последующие десятилетия творение братьев Бернардацци. И всевозможные мастерские здесь обретались, и склад треста ресторанов и столовых… Здание было практически полностью разрушено. Но 6 января 1989 года Пятигорский гор-исполком вынес решение № 28 «Об утверждении титульного списка на проектно-сметную документацию по объекту «Костел». Фотокопии чертежей, плана и фасада здания, изготовленные еще в 1837 году, легли в основу проекта реставрации. По старинным фотографиям, хранящимся в фондах музея-заповедника М. Лермонтова, уточняли детали. Город израсходовал на реставрацию 462,7 тысячи рублей, и к концу лета работы были завершены. Никакие религиозные общины или национальные общественные организации в возрождении этого замечательного памятника архитектуры участия не принимали. А потому местные власти имели полное моральное право по своему усмотрению распорядиться зданием.

- Меня пригласил первый секретарь горкома партии Гончаренко и сказал, что принято решение передать здание концертной организации, - вспоминает С. Калинская, которая в те годы возглавляла Пятигорское отделение госфилармонии на КМВ.

Хлопотами самой Светланы Леонидовны, генерального директора госфилармонии на КМВ В. Бережного, руководителей города бывший костел очень скоро стал одним из лучших камерных концертных залов в регионе.

Великолепные югославские кресла, концертный рояль, орган, безупречная акустика. Многие заезжие знаменитости и лучшие ставропольские артисты почитали за честь дать концерт в «Костеле». Послушать классическую музыку в их исполнении собиралось столько народу, что порой приходилось ставить дополнительные стулья.

- Там кипела жизнь, - продолжает С. Калинская. – Помимо профессиональных артистов, регулярно выступали учащиеся музыкального училища имени Сафонова, их камерный хор. В этом зале с удовольствием принимали экзамены, проводили мастер-классы.

Когда представители национально-культурного общества «Союз поляков на КМВ» попросили разрешения в бывшем костеле обучать детей польскому языку, им пошли навстречу, отдали цокольный этаж. И даже когда поляки пожелали возродить в этом здании приход церкви Преображения Иисуса Христа, ни руководство филармонии, ни городские власти не возражали. Польская епархия Римско-католической церкви прислала ксендза. По воскресеньям и во все праздники он беспрепятственно вел службы. За пять лет не было ни одного конфликта. С. Калинская даже дважды получала благодарности из посольства Польши.

Но все изменилось, когда в 1993 году президент Ельцин издал популистское распоряжение вернуть бывшие культовые здания религиозным организациям. Крохотная польская община (по утверждению нынешнего директора Пятигорского отделения госфилармонии на КМВ Т. Джулай, в Пятигорске прописано 14 поляков, а на всех Кавминводах и в Невинномысске – 45), а также ксендз о. Марек Мацевич проявили необычайную активность и настойчивость. Они буквально завалили своими петициями Комиссию по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ, Госкомимущество, министра культуры Российской Федерации. А вы помните, что творилось в Кремле в начале и середине 90-х: власть любой ценой, любыми средствами. Все остальное – по боку. Могли ли в провинциальном Пятигорске противиться неправедным столичным веяниям?.. Так родился протокол совещания по вопросу передачи здания костела приходу церкви Преображения Иисуса Христа Римско-католического религиозного объединения от 23 сентября 1995 года. А на его основе – приказ за подписью первого заместителя министра культуры РФ К. Щербакова.

Был предусмотрен 10-летний переходный период. Первые пять лет костел продолжал находиться на балансе госфилармонии на КМВ, а затем переходил на баланс прихода церкви. И все это время мероприятия в костеле должны были проводиться на основах полного равноправия и уважения сторон. Не получилось.

Вряд ли есть резон расписывать, кто, где, кого и чем обидел. Лучше посмотрим, что на сегодняшний день имеется в сухом остатке. Госфилармония лишилась единственного в Пятигорске зимнего концертного зала. Правда, роскошные кресла все еще там. Разглядел я и концертный рояль под белым покрывалом. А вот орган уже вывезли. Ничего лучше актового зала института курортологии для него найти не удалось. Но народ никак не хочет слушать органную музыку в институте. Приказали долго жить и столь популярные еще недавно музыкальные абонементы для школьников. Да и все любители классической музыки хватаются за голову: лишиться такого изысканного концертного зала!..

Любопытно, что уже кусают локти и инициаторы передела собственности. Не так давно я присутствовал на заседании межэтнического совета Пятигорска, где представитель польской общины попросил мэра подыскать помещение, где бы поляки могли собираться. Ю. Васильев удивился: а как же костел? Потупившись, выступавший признался, что католики… выставили из здания костела «Союз поляков на КМВ».

В отчаянии Т. Джулай от имени жителей Пятигорска и работников госфилармонии на КМВ пишет В. Путину: «Почему город Пятигорск с населением 230 тысяч жителей должен быть ущемлен ради 15-18 поляков-пятигорчан?». На положительный ответ Татьяна Петровна не надеется. Она прекрасно понимает, что дело не в ксендзе, не в полутора десятках местных поляков. Они действуют по указке если не из Ватикана, то из Варшавы или Кракова. И содержат костел отнюдь не на деньги нескольких прихожан.

Я не имею ничего против католической церкви, равно как и против любой другой. Но давайте, господа верующие, отбросим амбиции и честно ответим: если Бог всевидящ и всезнающ, если он мудр и справедлив, то неужели ему угодно, чтобы вместо сотни юношей и девушек, познающих гармонию мироздания через музыку Баха, в прекрасном зале лишь трое-четверо богомольцев внимали ксендзу? Арифметика, впрочем, тут не главное…

Пытаться в судебном порядке вернуть городу органный зал практически бесполезно. Единственная возможность – если члены прихода добровольно согласятся пересмотреть соглашение.

Согласятся ли?