06:00, 22 ноября 2002 года

Всадники без головы

За девять месяцев текущего года на территории обслуживания спецполка дорожно-патрульной службы ГАИ ГУВД СК зарегистрировано 682 дорожно-транспортных происшествия (ДТП), в результате которых погибли 139 человек, 851 получил ранения.

За тот же период 2001 года было 612 ДТП, где соответственно погибли 109 и ранены 709 граждан.

Статистика удручающая. Она несопоставима даже с боевыми потерями, которые несут наши земляки - военнослужащие и милиционеры, выполняющие служебно-боевые задачи в Чечне. Там - война. На Ставрополье - мирные дороги и улицы превращаются в некий полигон смерти. И улучшения ситуации в ближайшее время, скорее всего, не предвидится.

Бежевый "жигуленок" вылетел из-за поворота на улице Серова краевого центра, когда пешеходы находились уже почти на середине проезжей части. Пропускать их водитель явно не собирался. Последовал жесткий удар, после которого переходящих дорогу граждан отбросило на полосу встречного движения, под колеса "шестерки". В результате полученных травм один из пострадавших скончался на месте. Второй - в больнице.

Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся. Ну никак, видимо, не рассчитывал, что милиционерам удастся разыскать его по горячим следам. Разыскали. "тринадцатая" модель и впрямь оказалась несчастливой. Отвечать придется по всей строгости закона.

Теперь давайте задумаемся, есть ли вообще какой-либо разум у тех водителей, которые нахально "подрезают" впередиидущие автомобили, не пропускают пешеходов, пересекающих дорогу на "зеленый", нагло рвутся через железнодорожные переезды, когда шлагбаумы уже опускаются?

На мой взгляд, это "всадники без головы", рукам которых (головы-то нет) подчиняется не обычный конь, а высокоскоростной болид, оснащенный сотней лошадиных сил. И самое страшное, если такой "водитель" вдобавок ко всему еще и парит в алкогольном или наркотическом дурмане. С начала 2002 года на территории обслуживания спецполка ДПС ГАИ зарегистрировано более восьмидесяти ДТП с участием водителей, находившихся в нетрезвом состоянии. Погибли пятнадцать человек. Ранены - сто двадцать. И далеко не всегда пострадавшими стали виновники трагедий.

Особенно опасная обстановка сложилась в Невинномысске. Здесь число ДТП по вине нетрезвых водителей увеличилось на двести процентов, число погибших - на четыреста, раненых - на пятьсот процентов. Нужны комментарии?

Не будем, однако, переводить черные стрелки только на водителей: почти треть дорожно-транспортных происшествий случается по вине "обезбашенных" пешеходов. Так, на дороге Изобильный - Рыздвяный водитель "Москвича" Николай К., совершая обгон, сбил двух двигавшихся в попутном направлении граждан. Оба оказались в стельку пьяными. Оба госпитализированы. Хорошо, что обошлось без смертельных исходов.

Впрочем, о пешеходах разговор особый. Согласно правилам, они являются полноправными участниками дорожного движения. Когда же касается ответственности, то тут ситуация "водитель - пешеход" очень даже разнится. Если первый предвидит какую-то ответственность перед сотрудниками ГАИ или судом и пытается все-таки сохранить голову на плечах, то второй, по сути, опасается разве что возможности попасть в вытрезвитель. Вот и бредет он (она, они) через дорогу там, где заблагорассудится. В десятке метров от перехода, на скоростной трассе или рядышком с местом, где улицу можно преодолеть под землей. И никто ему ни указ: ни ГАИ, ни патрульно-постовая служба, ни уж, конечно, общественное мнение.

- А что мы можем с такими нарушителями сделать? - сетует один из членов экипажа ДПС. - Раньше могли оштрафовать на месте. А теперь что, в суд тащить?

Да, пару лет назад, когда "СП" совместно с полком ДПС и отдельным батальоном ГИБДД проводила экспериментальную операцию "Пешеход", в течение двух-трех часов удалось оштрафовать за неправильный переход перекрестков около пятидесяти любителей двигаться на красный свет. И никто из нарушителей не возмущался - сам видел.

Теперь, после принятия нового Кодекса об административных правонарушениях, обстановка разительно изменилась: составлять подробный протокол и передавать дело в суд (из-за двадцати-тридцати рублей) инспекторы ДПС зачастую ленятся. Да и не всегда это возможно: часто граждане заявляют, что у них нет при себе удостоверяющих личность документов. Через компьютер, как угнанные автомобили, каждого "пробивать"?

В результате имеем то, что имеем: неделю назад на перекрестке улиц Ленина и Розы Люксембург, в краевом центре наблюдал картину, когда "Волга" едва не сшибла метнувшегося под колеса подростка. Бледный как полотно майор милиции выбрался из-за руля и пытался отчитать юношу. Знаете, куда тот послал офицера, прежде чем сбежать? Правильно! Именно туда...

Представляю, если бы такое случилось не неделю назад, а, скажем, месяцем позже, когда асфальт покрывается гололедом. Наезд был бы неизбежен. И родители подростка наверняка обвинили бы милиционера во всех смертных грехах и требовали самого сурового наказания.

Особый разговор о мотоциклистах. Эти "всадники", случается, вообще не имеют водительских прав и не соблюдают никаких правил движения. Грохочущие машины (зачастую это тяжелые мотоциклы, с которых сняты коляски) днем и ночью будоражат жителей городов и весей Ставрополья. И управы на них почти не бывает. Работники Госавтоинспекции остерегаются гоняться за байкерами: упадет, разобьется - сам же и в ответе будешь. Участковые инспекторы попросту махнули на этих хулиганов рукой им бы с другими правонарушениями успеть разобраться. Родители могли бы воздействовать на любимых чад. Но и им, похоже, не хочется обострять семейные отношения.

В минувший вторник в одной из станиц Шпаковского района хоронили восемнадцатилетнего парня. Ему уже была вручена повестка о призыве на военную службу. Даже проводы почти состоялись. Не хватило спиртного. И призывник, одолжив у соседа мотоцикл, поехал в магазин, до которого чуть больше сотни метров. Не справился с управлением, упал, сломал шейные позвонки. Мать лишилась сына, страна - солдата.

На девятый день родственники будут поминать несостоявшегося бойца. Задумаемся?

«Всадники без головы»
Газета «Ставропольская правда»
22 ноября 2002 года