06:00, 22 августа 2002 года

На сопредельной стороне вой панкисских волков...

После того как подразделения Итум-Калинского пограничного отряда и резервов ФПС и Минобороны, участвовавшие в проведении операции по ликвидации чеченского бандформирования и зачистке местности в ущелье Кериго, приступили к выполнению текущих задач и плановых мероприятий, руководство Объединенной группировки войск в официальном заявлении подчеркнуло, что впредь ожидает от властей Грузии предоставления упреждающей информации о возможных вылазках бандитов через российско-грузинскую границу, так как не исключено, что отдельные бандгруппы вновь попытаются проникнуть на российскую территорию.

По словам заместителя командующего ОГВ(с) Бориса Подопригоры, в штаб группировки уже поступили сведения об усиленной подготовке в лагерях Гелаева в Грузии групп подрывников, которыми руководит некто Дадаев.

Пресс-секретарь директора ФПС России генерал-майор Сергей Иванченко, отвечая на вопрос корреспондента “Известий”, подтвердил, что Федеральная пограничная служба располагает сведениями о планах переброски в Россию с территории Грузии групп боевиков. Надо отметить, что их концентрация наблюдается не только напротив 80-километрового чеченского участка российско-грузинской границы, но и на ингушском и дагестанском направлениях. Во второй половине июля пограничные наряды дважды задерживали группы вооруженных нарушителей на участке Черкесского пограничного отряда. Не исключено, как предполагает “Красная звезда”, что они также проводили рекогносцировку возможных маршрутов перехода границы. Либо имели целью отвлечь резервы Северо-Кавказского регионального управления погранслужбы России от других рубежей (вероятнее второе, так как для разведки местности нет необходимости тащить в горы автомат, тем более СВД - больше вероятность нарваться на пограничный наряд).

После боестолкновений на российско-грузинской границе в конце июля - начале августа официальный Тбилиси в очередной раз попал в неприятную ситуацию. Стало очевидно, что бан-диты полевого командира Хасана, предпринявшие вылазку в Чечню из Панкиси, либо спокойно обошли грузинских пограничников, либо вообще вышли из Грузии с их молчаливого согласия (причем второй версии в оцен-ках российских аналитиков и средств массовой информации отдается предпочтение: предполагается, что Тбилиси рассчитывает на помощь окопавшихся на грузинской территории чеченских бандформирований в случае обострения абхазской проблемы). Вопреки заявлению министра госбезопасности Грузии Валерия Хабурдзания, назвавшего банду Хасана одним из “бродячих формирований”, находившихся в приграничной местности Чечни, факт беспрепятственного пропуска бандгруппы грузинскими погранпостами подтвердили несколько боевиков, захваченных в плен бойцами разведывательно-боевых и тревожных групп Итум-Калинского (ныне Аргунского) пограничного отряда.

В связи с этим возрастает ответственность погранведомства сопредельного государства за поддержание стабильности на государственной границе. В телеграмме-заявлении начальника Северо-Кавказского регионального управления генерал-полковника Евгения Болховитина в адрес исполняющего обязанности начальника штаба департамента охраны границы Грузии полковника Корнелия Салия подчеркнута необходимость принятия грузинскими пограничниками “исчерпывающих мер по недопущению участившихся случаев проникновения из Грузии на территорию России членов незаконных вооруженных формирований”.

Очевидно, что далее отмалчиваться насчет существования очага экстремизма в приграничных с Россией районах грузинской стороне нельзя. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе назвала “ошибкой” то, что руководство республики некоторое время отрицало наличие в Панкисском ущелье вооруженных лиц и “слишком поздно” признало их пребывание там.

Глава сопредельного государства Эдуард Шеварднадзе сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что в настоящее время в Грузии “реально находятся около 2,5 тысячи чеченских беженцев, их подавляющее большинство составляют женщины, дети и старики.

Вместе с тем именно чеченские беженцы в Панкиси стали неплохим прикрытием для подготовки боевиков как этнических чеченцев, так и наемников. То есть ущелье превратилось в оплот международного терроризма.

По данным помощника президента РФ Сергея Ястржембского, на конец 2000 года (именно тогда грузинское руководство наиболее рьяно опровергало базирование бандформирований на территории республики) в Панкисском ущелье находилось от 1,5 до 2 тысяч боевиков влиятельного чеченского полевого командира Руслана Гелаева, которые контролировали 17 местных населенных пунктов.

Наиболее крупная группировка была сосредоточена в районе села Цинубани (около тысячи человек). В окрестностях населенных пунктов Дуиси и Омало чеченцы устроили склады вооружений и боеприпасов, в Джоколо развернули пункт связи, а севернее Биркиани - учебный центр. В районе Шатили, у границы с Россией, боевиками также оборудованы узел связи, полевой госпиталь, перевалочный склад оружия, продовольствия и медикаментов. В окрестностях Арчило развернут тренировочный лагерь (об основательной подготовке боевиков Хасана свидетельствуют бойцы подразделений, участвовавших в боестолкновениях на юге Чечни в конце июля - начале августа), построены склады материально-технических средств. В населенном пункте Кондоли, недалеко от города Телави, чеченцы, по сообщениям ИТАР-ТАСС, хранят оружие и бое-припасы, там же организован госпиталь для раненых боевиков.

Лишь в декабре 2001 года (спустя несколько недель после того, как отряд Гелаева численностью 400 человек совершил рейд в Кодорское ущелье Абхазии) Эдуард Шеварднадзе, выступая по национальному радио, признал, что в Панкиси могут находиться чеченские боевики.

Руководители силовых структур Грузии признают, что сейчас в ущелье находятся около 800 чеченских и около 100 арабских боевиков. Их присутствие дестабилизирует обстановку в Ахметском районе Грузии. Ухудшилась криминогенная ситуация, участились разбойные нападения, случаи похищения людей с целью получения выкупа, угона автомобилей и скота, распространяется наркоторговля. С целью установления правопорядка в Панкиси правоохранительные органы Грузии с середины января 2002 года проводят там спецоперацию. На территории района действуют усиленные блокпосты полиции и внутренних войск МВД Грузии. Однако, как показало время, принятые меры не принесли желаемого результата.

Показания пленных боевиков Шамхана Наипова и Хамзата Расимова о существовании в Панкиси баз бандформирований подтверждают и беженцы из бывших осетинских сел Цинубани, Думастури и Халацани, расположенных в ущелье.

По их рассказам, кистинцы, чеченцы и арабы вначале самовольно заселились в пустующие дома. Затем начались притеснения пришельцами местных жителей: их жестоко избивали, забирали имущество, скот. Причем страдали от этого не только осетины, но и грузины.

В этой связи показателен поступок грузинского чабана Левана Телидзе, уставшего от “волчьего” беспредела и предупредившего российских военных о готовящемся рейде гелаевцев.

Сейчас в домах беженцев живут боевики из отрядов Гелаева, Меджидова, братьев Ахмадовых. Сам Руслан Гелаев с группой телохранителей, по данным “Независимого военного обозрения”, расположился в самом центре Панкисского ущелья - в райцентре Ахметского района селе Дуиси. По словам беженцев, боевикам регулярно поступает гуманитарная помощь от международных организаций. Экстремисты беспрепятственно выезжают в Турцию и Азербайджан, где опираются на помощь отделения международной террористической организации “Серые волки”, привозя оттуда оружие, натовскую униформу, альпинистское снаряжение, радиостанции, приборы наблюдения и навигации, полевые медицинские комплекты. Пленные боевики утверждают, что все необходимое поступало в лагеря по ночам на большегрузных автомобилях, на некоторых из них видели турецкие номера.

Пять переносных зенитно-ракетных комплексов (не такими ли был подбит вертолет Ми-26 близ Ханкалы?), пять гранатометов РПГ-7, взрывчатка, детонаторы, стрелковое оружие - все захваченные в ходе недавних боев в ущелье Кериго и показанные журналистам в Ханкале трофеи - новые. Это сильно портит и без того подмоченную репутацию официальному Тбилиси, который не хочет признать свое бессилие не только в наведении порядка в Панкисском ущелье, но и в перекрытии на своей территории каналов подпитки бандформирований оружием и финансами.

В Грузии, как заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов, комментируя сложившуюся в российско-грузинских отношениях ситуацию, “кроме заявлений общего характера, содержащих обещания покончить с терроризмом, на практике ничего не делается”. Неоднократные предложения России о проведении совместных контртеррористических мероприятий в Панкиси результата не возымели. “Вразумительных ответов по существу главной проблемы - борьбе с терроризмом, - подчеркнул глава российского МИД, - официальные представители Грузии дать так и не могут”. Между тем, отметил он, российская общественность задает сегодня законные вопросы.

Почему на территории Грузии, суверенитет и территориальную целостность которой Россия всегда признавала и признает, безнаказанно действуют сотни боевиков, иностранных наемников, которые получают финансовую и материальную помощь международных центров терроризма?

Почему эти террористические бандформирования безнаказанно планируют и осуществляют военные провокации?

Почему власти Грузии, которые, как свидетельствуют последние факты, располагая сведениями о планах террористов, не сообщают об этом российской стороне, как того требует не только принцип добрососедства, но и обязательства в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН?

Вполне объяснима в таких условиях реакция на происходящие события российских военных. “Чтобы решить проблему Панкисского ущелья кардинально,- не так давно заявил министр обороны России Сергей Иванов, - я не вижу никакого другого способа, как только с помощью российского спецназа”.

Возымели свое действие дипломатические демарши МИД или жесткая позиция российского оборонного ведомства, но грузинские силовики зашевелились. Совсем недавно министр обороны Грузии Давид Тевзадзе сообщил журналистам о начале в Ахметском районе республики широкомасшатабных военных учений. Министр госбезопасности сопредельного государства подтвердил информацию об интенсивной работе его ведомства “над выявлением лиц, незаконно находящихся в стране, в том числе и чеченцев”, а также над проверкой возможных каналов финансовой помощи незаконным вооруженным формированиям в Панкиси.

Будет ли это первыми шагами Грузии в наведении порядка на своей территории или же останется игрой в оловянных солдатиков, дабы пустить пыль в глаза российским силовым структурам, станет ясно уже в ближайшие недели. Однако после сообщений главы департамента охраны границы Грузии Валерия Чхеидзе о намерениях Соединенных Штатов выделить на совершенствование грузинской пограничной инфраструктуры, в том числе и на чеченском направлении, 10 млн. долларов, вспоминается цитата из одного известного современного кинофильма: “В Америке все просто так, кроме денег” и появляется уверенность, что перед своим стратегическим партнером за целевое расходование этих денег Тбилиси так или иначе придется отчитаться...

Владислав КОЗЛИТИН, военный журналист
«На сопредельной стороне вой панкисских волков...»
Газета «Ставропольская правда»
22 августа 2002 года