06:00, 23 мая 2002 года

"Мы стоим на скале..."

В Ставрополе состоялся научно-методический семинар "День экспериментальной площадки во Дворце детского творчества". И хотя проводили его городской Дворец детского творчества и управление образования администрации краевого центра, мероприятие, безусловно, вышло за рамки городского.

Ведь среди экспериментальных площадок Дворца есть и федеральная, и краевые. Работают они по самым разным направлениям: по проблемам детей с опережающим интеллектуальным развитием, по здоровьесберегающим технологиям, развитию научно-исследовательской деятельности школьников и другим. "Когда мы говорим с детьми, видим их горящие глаза, желание действовать, мы понимаем, что перед нами "новые" дети, которые ничего не боятся...". Эти слова принадлежат руководителю Малой академии наук преподавателю СГУ Виталию Игропуло, одному из основателей экспериментальной деятельности ДДТ. И они зеркально отражают те чувства, которыми руководствуются профессионалы дополнительного образования, они тоже "ничего не боятся". Вот простое логичное объяснение открытию во Дворце экспериментальных площадок различного уровня. За этим стоит поиск новых технологий дополнительного образования, необходимость обобщить и развить накопленный во Дворце опыт по различным направлениям: экологическому, спортивно-оздоровительному, гуманитарному, научно-исследовательскому.

В процессе экспериментальной работы апробируются технологии сотрудничества с детьми опережающего развития, образовательные технологии – с детьми с ограниченными возможностями, технологии установления партнерских взаимоотношений с научными, культурными, образовательными учреждениями. Речь идет о семи экспериментальных площадках, руководители которых известные в научном и педагогическом мире ученые: В. Головко, В. Игропуло, И. Игропуло, О. Семенова, С. Бобрышев, Т. Прокопенко, Н. Шитова. Общее количество педагогов, участвующих в опытно-экспериментальной работе, – 145 человек. Среди них 105 педагогов имеют высшую квалификацию. В деятельности экспериментальных площадок активное участие принимают преподаватели и научные работники вузов, в том числе 11 докторов наук, 29 кандидатов наук.

В рамках деятельности экспериментальных площадок отделы Дворца детского творчества установили тесное сотрудничество с самыми разными организациями Ставрополя: заключен, например, договор с центром социальной помощи семье и детям, со специализированными школами-интернатами. При поддержке краевого комитета по делам молодежи на базе Малой академии наук созданы координационный центр программы "Шаг в будущее" по Ставропольскому краю, представительство федеральной программы "Интеллект будущего", представительство Всероссийского аэрокосмического общества "Союз". При Малой академии наук разработана и успешно действует краевая общественная организация "Союз юных исследователей Ставрополья".

Опытно-экспериментальная работа Дворца носит ярко выраженный прогностический характер: в поле зрения не только актуальные, но и ожидаемые образовательные потребности. Кстати, метод анализа и самоанализа позволяет точно определить недостатки в собственной работе. А это прежде всего нехватка финансовых средств, недостаточное распространение программно-методических и иных материалов, разработанных в ходе экспериментов. Обо всем этом также шла речь на семинаре.

Но знаете, что говорят о Дворце сами дети? "Нам здесь очень интересно, и ребята здесь такие хорошие". Но, возвратившись на улицу и в школу, эти самые дети, по их признанию, вынуждены стать "как все", чтобы их не заклевали, как "белых ворон". Эта проблема, собственно, центральная, ради которой и работает Дворец с его экспериментальными площадками. И все же я спросила у директора Любови Николаевны Папениной: как удается сохранить эту "островную культуру"?

– Дворец детского творчества существует потому, что есть дети, - ответила она, – и потом, вы же знаете, он построен на скале...

М. СОКОЛОВА
«"Мы стоим на скале..."»
Газета «Ставропольская правда»
23 мая 2002 года