00:00, 6 декабря 2001 года

Власть обязана прислушаться. И помочь

Вот еще характерная статистика. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число жалоб снизилось на 0,9 процента, причем количество письменных обращений уменьшилось с 9231 до 8399, а коллективных жалоб - на 7,4 процента (с 954 до 883). На три процента по сравнению с прошлым годом сократилось число писем наших земляков в вышестоящие органы государственной власти.

В то же время не может не настораживать тот факт, что значительное число письменных и устных обращений поступило от жителей городов краевого значения. Эти жалобы составили почти половину общего объема почты. Больше всего получено их из Ставрополя, Пятигорска, Георгиевска, Минеральных Вод, Кисловодска. Из сельских районов за помощью к краевому руководству чаше обращались жители Изобильненского, Кочубеевского, Предгорного, Петровского, Шпаковского районов. Явное свидетельство того, что администрации этих территорий проводят работу с заявлениями своих земляков не в должной мере.

Характер поступившей почты и устных обращений граждан отражает состояние социально-экономической обстановки в крае и в России в целом. Наиболее масштабным является социальный блок. Только по вопросам назначения и пересмотра пенсий поступило 906 заявлений. О чем это говорит? О том, что многие люди не знают законодательства и не разбираются в данном вопросе, а специалисты соответствующих городских и районных служб не всегда стремятся глубоко вникнуть в проблему, волнующую человека, помочь разобраться в ней и дать квалифицированную консультацию. Больше всего нерешенных вопросов в этой сфере отмечается в Георгиевске, Минеральных Водах, Ставрополе, Кисловодске, Изобильненском и Благодарненском районах. Каждое из полученных писем было внимательно рассмотрено. По большинству из них авторам даны подробные письменные разъяснения о порядке начисления и перерасчета пенсий. Однако некоторым из них потребовалась действенная помощь. Участнице Великой Отечественной войны А. Базакуц, например, Новоалександровским районным управлением по труду и социальной защите населения была неправильно пересчитана пенсия, что вызвало с ее стороны обоснованную жалобу. По поручению губернатора края министерством труда и социальной защиты населения края ее пенсионное дело было изучено, допущенная ошибка устранена. Пенсия заявительнице пересчитана в соответствии с действующим пенсионным законодательством недоплата возмещена.

Малообеспеченные граждане просили оказать материальную помощь на подготовку детей в школу, лечение, приобретение лекарств, протезирование... Следует, однако, отметить, что благодаря принимаемым губернатором мерам по обеспечению инвалидов спецавтотранспортом и другими средствами передвижения число заявлений по данной проблеме постоянно снижается, причем значительно...

Остро поднимаются жилищно-бытовые вопросы (свыше 12 процентов заявлений). Люди выражают недовольство медленными темпами строительства жилья. Жалуются на то, что многие годы стоят в очереди на его получение, однако она не продвигается, и никаких надежд практически нет. Просят губернатора и правительство края возродить строительство, и в первую очередь - для малообеспеченных граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, так как именно у них наиболее тяжелые жилищные условия. Здесь выделяются обращения беженцев и вынужденных переселенцев, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, для которых решение жилищной проблемы должно осуществляться за счет федерального бюджета.

Другой крупный блок поднимаемых вопросов - жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство городов и сел края. Больше всего волнует граждан повышение цен на коммунальные услуги и проведение жилищно-коммунальной реформы, которая, по их мнению, "больно ударит по жителям края". Как и раньше, беспокоит также проблема ремонта жилья, невнимание к ней органов местной власти и руководителей предприятий ЖКХ. Например, жительница Ставрополя Н. Никитина была вынуждена обратиться к губернатору за содействием в ремонте крыши дома и труб горячего водоснабжения. Она сообщает: руководитель муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика" Ленинского района обещал, что силами ЖЭУ-2 ремонт будет произведен до 1 августа. Но только после вмешательства губернатора и правительства жалоба была удовлетворена.

Большое количество писем по проблемам водоснабжения, особенно в летний период, поступило из Кочубеевского, Апанасенковского, Шпаковского, Туркменского, Труновского и других районов, из Ставрополя, Минеральных Вод, Кисловодска, Ессентуков, Пятигорска, поселка Иноземцево. Так, жительница хутора Верхнерусского Шпаковского района Н. Ткачева жалуется, например, что водопровод не работает и семья вынуждена брать воду из открытого водоема, что привело к заболеванию детей дизентерией. Шпаковской же администрацией не принимаются меры по улучшению водоснабжения. На жалобы хуторян им отвечают: "Старый водопровод, утечка воды".

Не снижается поток индивидуальных и коллективных обращений от жителей сельских населенных пунктов насчет газификации (пос. Искра Буденновского, хут. Малостепновский Александровского, с. Казгулак Туркменского, с. Татарка и с. Надежда Шпаковского районов и др.). Жители с. Подгорного Андроповского района, в частности, пишут: "Уголь купить не по карману, так как он стоит 2100 рублей за тонну. Зимой мерзнем. В 1990 году был сделан проект газификации села. Каждый год платим за этот проект, а газа нет".

Авторы многих писем возмущаются неэффективным управлением предприятиями агропромышленного комплекса, приведшим еще совсем недавно экономически крепкие хозяйства к банкротству. Есть жалобы на отсутствие профессионализма у руководителей отдельных сельхозпредприятий, на растаскивание и распродажу за бесценок коллективного имущества. И в ряде случаев заявления граждан обоснованы. Так, работники коллективного сельскохозяйственного предприятия "Усть-Невинский" Кочубеевского района в августе обратились к губернатору с просьбой разобраться с положением дел в хозяйстве. Изучение вопроса было поручено министерству сельского хозяйства края. Результаты комиссионной проверки с выездом на место показали неспособность председателя руководить предприятием. На внеочередном собрании был избран новый состав правления колхоза. При содействии ПСК этому СХП в настоящее время оказывается экономическая помощь.

Аналогичные коллективные письма поступили от бывших работников колхоза "Дружба" Новоалександровского района, жителей станицы Ессентукской Предгорного района и других.

Обсуждение вопроса продажи земли на заседании Государственной Думы РФ вызвало большой поток писем, в которых граждане высказывают свое мнение. В основном они возражают против продажи земли, считая, что она должна остаться в собственности государства.

Продолжают поступать жалобы от жителей сельской местности, в которых они поднимают вопросы выделения земельных паев и оплаты хозяйствами их аренды. Так, Г. Робачев из Грачевского района пишет, что не может получить зерно за использование сельхозпредприятием своего земельного пая. Семьи Апальковых и Назаренко из Изобильненского района просят выделить земельные паи для ведения сельского хозяйства. 12 жалоб по этим вопросам пришли из Ипатовского района.

По-прежнему многие письма касаются деятельности правоохранительных органов. Людей тревожат сложная криминогенная обстановка, недостатки в работе органов внутренних дел, суда, прокуратуры. Они сообщают, что по их заявлениям милицией, прокуратурой не принимаются необходимые меры. Так, в мае участница Великой Отечественной войны Р. Захарова из Ипатово обратилась к губернатору за помощью в расследовании мошенничества. Отделом писем и приема граждан аппарата правительства края ее письмо было направлено на рассмотрение в ГУВД СК. Несмотря на неоднократные напоминания, ответ до настоящего времени не получен.

Немало нареканий на изменение порядка расчета размера вмененного налога на прибыль, а также отмену льгот по его уплате предпринимателями-инвалидами. М. Байрамукова, Т. Изотова из Кисловодска пишут: "Из-за этого мы окажемся в ситуации, когда не сможем перекрыть понесенные нами расходы и вынуждены будем прекратить свою деятельность".

* * *

Выполняя требования, содержащиеся в резолюции президента Российской Федерации В. Путина от 5 февраля 2001 года на записке руководителя администрации президента РФ А. Волошина о работе с обращениями граждан в 2000 году, губернатор и правительство края принимают меры по дальнейшему совершенствованию деятельности аппарата ПСК, органов государственной власти и местного самоуправления в данном направлении. Прежде всего повышена ответственность руководителей этих органов за организацию и качество рассмотрения заявлений граждан, обеспечение защиты их политических, экономических, социальных прав и законных интересов. Отделом писем и приема граждан аппарата правительства края разработаны соответствующие рекомендации.

Значительная часть заявлений рассматривается губернатором и заместителями председателя правительства края. Как правило, речь идет о наиболее сложных и важных проблемах. Постоянно совершенствуется практика проведения приема граждан членами правительства края с выездом в города и районы. Например, первые заместители председателя ПСК - министр экономического развития и торговли края В. Гаевский и министр сельского хозяйства края В. Гаркуша - охватили этой работой по семь территорий каждый. В восьми городах и районах провела прием граждан заместитель председателя правительства края А. Золотухина.

Хорошо зарекомендовала себя и такая форма работы, как прием граждан руководителями краевых министерств, управлений и комитетов, работниками отдела писем и приема граждан аппарата правительства края в период комплексных проверок деятельности территориальных, районных государственных администраций, организуемых в соответствии с распоряжениями губернатора. Люди могут получить здесь ответы и решить проблемы незамедлительно.

Анализ письменных и устных обращений граждан показывает, что при изобилии печатных и электронных средств массовой информации жители края не всегда разбираются во многих экономических, политических и социальных вопросах, не знают о деятельности ПСК и местных органов власти, не могут правильно сориентироваться, куда обратиться со своими проблемами. Поэтому в работе с обращениями граждан особое место отводится проведению единых дней информирования населения.

Проводит их группа из числа руководителей органов исполнительной власти. Тематика формируется на основе наиболее злободневных вопросов, поднимаемых в обращениях граждан. Такие дни, в частности, были посвящены итогам социально-экономического развития края в 2000 году и плану первоочередных действий губернатора края на 2001 год (тем более что губернатор при разработке этого плана в значительной мере учитывал содержащиеся в обращениях граждан просьбы), состоянию пенсионного обслуживания и переходу от пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию, актуальным проблемам и задачам реформирования жилищно-коммунального хозяйства...

Совершенствуется работа отдела писем и приема граждан аппарата правительства края. В текущем году им изучена практика работы с обращениями граждан в комитете края по физической культуре и спорту, в министерстве труда и социальной защиты населения, министерстве промышленности, транспорта и связи края, Георгиевской территориальной, Степновской, Курской, Кочубеевской и Грачевской районных государственных администрациях, а также в 56 муниципальных образованиях. Проверки показали, что органы государственной и муниципальной власти ведут постоянную работу с обращениями граждан. Эти вопросы регулярно рассматриваются на совещаниях в министерствах, на заседаниях администраций городов и районов, по их результатам определяются конкретные меры по устранению имеющихся недостатков и совершенствованию работы на этом направлении. Однако работа с заявлениями граждан не везде находится на должном уровне. Недостаточно хорошо она организована в Кочубеевской, Курской, Грачевской сельских администрациях и некоторых других муниципальных образованиях.

Губернатор А. Черногоров, правительство края считают работу с обращениями граждан одним из приоритетных направлений своей деятельности. Ведь смысл социально ориентированной политики - оказание оперативной и действенной помощи конкретным людям, нашим землякам. В крае создана и совершенствуется система информирования населения по всем важнейшим вопросам, система обратной связи между руководством края и его жителями, система изучения заявлений и жалоб, а также реагирования на них. Власть обязана прислушиваться к мнению людей, удовлетворять их нужды.

Материал подготовлен отделом писем и личного приема граждан аппарата правительства края и комитетом Ставропольского края по печати и информации.

(Соб. инф.).