Прямая линия губернатора  Ставропольского края
09:19, 24 декабря 2025 года

Работа с кадрами на будущее экономики Ставрополья

Сегодня одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти Ставрополья, как и по всей России, является кадровое направление. В основе этой работы – перспективные меры обеспечения экономики кадрами в рамках национального проекта «Кадры». На Ставрополье это направление координируют министерство труда и социальной защиты населения СК и Краевой кадровый центр «Работа России», деятельность которого строится в рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения».

- В 2025 году мы стали участниками третьей волны модернизации службы занятости Российской Федерации, - рассказывает руководитель Краевого кадрового центра Виктория Полюбина. - По результатам 31 точка присутствия службы занятости в Ставропольском крае изменила свой облик: мы пришли к единому брендингу, создали условия для благоприятного взаимодействия граждан и работодателей с карьерными кадровыми консультантами. Это сделано для того, чтобы все они в первую очередь могли успешно решать свои основные задачи: сокращение времени трудоустройства и сокращение периода закрытия вакансий. Так как мы понимаем, что сегодняшнее официальное количество безработных – а их на учете всего три тысячи в крае - не может решить вопрос потребностей работодателей, мы выстраиваем маршрутизацию студентов и школьников на целевое обучение.

Многие еще помнят центры занятости населения, сосредоточенные лишь на выплатах пособий по безработице и помощи в трудоустройстве. Сегодня на смену им пришли более прогрессивные и многогранные кадровые центры, не просто оказывающие помощь соискателям в поиске работы, но организующие комплексную поддержку, направленную на личную реализацию каждого клиента. В кадровых службах проведен серьезный ремонт, преобразилась их материально-техническая база, закуплено новое современное оборудование, установлена система видеонаблюдения, создана единая электронная очередь, позволяющая оперативно собирать и анализировать текущую статистику взаимодействия сотрудников службы занятости с гражданами. Словом, Краевым кадровым центром на местах созданы условия для полноценной работы сотрудников. Их постоянным обучением занимается специально созданное управление методологии, а для повышения квалификации сотрудники кол-центров направляются на обучение в Федеральный центр компетенций в ВНИИ труда при Минтруда России.

Работа кадровых служб строится на интеграции с образованием, бизнесом и государственными программами. Теперь человеку предоставляется широкий спектр индивидуально подобранных сервисов, а работодатели становятся стратегическими партнерами. Идет совместная работа над эффективностью вакансий, при этом кадровые центры предоставляют услуги по повышению квалификации и переобучению уже нанятых работников, а также уделяют внимание привлечению студентов к прохождению производственной практики в рамках успешного карьерного старта. Кадровые центры следят за динамикой и потребностями рынка труда и активно занимаются профориентацией школьников. Это помогает не только закрывать кадровые пробелы работодателей, но и дает будущим специалистам возможность получать востребованные на рынке специальности.

– Нам сегодня поставлена задача охватить профориентационными мероприятиями более 80% школьников края, - говорит В. Полюбина. – Решение осуществляется с участием министерства образования края, в частности, программы «Билет в будущее». Это последовательная ежедневная работа по привлечению молодежи на рынок труда и сохранению молодежи на рынке труда края.

Усилия, направленные на преобразование кадровых служб, уже приносят положительные результаты. По итогам конкурса профессионального мастерства Минтруда России ставропольский кол-центр в Минеральных Водах признан лучшим в стране. Его важной особенностью является масштабная координация всей кадровой работы в крае: туда поступают все звонки и заявки, которые не просто фиксируются, но и оперативно анализируются. Это позволяет глубже выяснить проблему в каждой конкретной ситуации и тут же решить ее, не переадресовывая другим специалистам. Важно и то, что в кол-центре подобраны высококвалифицированные кадры. А если человек хочет связаться напрямую со своим личным – то есть конкретным известным ему карьерным консультантом, ему, конечно, такую связь предоставят. Самое главное: есть возможность наглядно видеть полную картину каждого дня и каждого обращения, при этом, как подчеркнула В. Полюбина, можно реально оценить качество взаимодействия сотрудника с клиентом, увидеть, насколько грамотно и профессионально он реагировал на запрос.

Успешно был представлен на всероссийском уровне и ставропольский проект по молодежному трудоустройству «Я в профессии». Его главная цель - возмещение затрат работодателей в размере МРОТ на трудоустройство школьников и студентов. Стояла задача ближе познакомить ребят с конкретными процессами производства. Например, поработав на предприятиях сельского хозяйства,многие потом пошли дальше учиться в профклассы соответствующих направлений. Большую роль в этой работе играют и ставшие традиционными фестивали профессий. Нынешний фестиваль стал по-настоящему грандиозным краевым мероприятием с участием более полутора тысяч школьников. Ребята получили возможность буквально пощупать профессию руками и в итоге смогли принять решение пойти учиться в конкретное учебное заведение.

- В следующем году стоит задача увеличить охват школьников и студентов профориентационными мероприятиями, - говорит Виктория Полюбина. - Известно: многие студенты уже в процессе учебы начинают понимать, что выбрали «не ту» сферу. Мы хотим им помочь, они ведь рискуют в дальнейшем не найти своего работодателя. С этой категорией ребят мы должны работать. Ну а школьников ориентировать на наш ставропольский рынок труда, делая это в связке со школой. Тут в помощь - единая цифровая платформа, позволяющая проводить профориентацию дистанционно, а по ее результатам давать детям конкретные рекомендации о профессиях, направлениях обучения, в том числе целевого обучения. Наша цель - не просто помочь найти работу, а построить индивидуальную карьерную траекторию, учитывая навыки, цели и жизненные обстоятельства человека, — подчеркивает Виктория Полюбина.

Важную роль при этом играет опрос, который теперь ежегодно минтруда края проводит с работодателями по текущей потребности в кадрах. В этом году его прошли более семи тысяч работодателей, заявив о своей потребности на перспективу, и из этой потребности будут формироваться квоты на целевое обучение. Не случайно было внесено изменение в постановление правительства края о целевом обучении: теперь абитуриент должен сначала поступить в учебное заведение и только потом выбрать работодателя. Ранее многие поступали по договоренности с работодателем, но впоследствии все-таки уходили из профессии, тут сказывалось желание родителей во что бы то ни стало дать ребенку высшее образование. Сегодня молодому человеку нужно делать осознанный выбор. Ну а кадровые службы помогут ему подружиться с работодателем.

На личном опыте недавно смогла убедиться в качестве работы обновленного кадрового центра жительница Ставрополя Анжелика Султанова. Имея педагогическое образование, она до начала отпуска по уходу за ребенком работала преподавателем русского языка и литературы. А когда подошло время вернуться в профессию, обратилась в кадровый центр.

- Вспоминаю, как когда-то после института тоже приходила на биржу труда, там надо было постоянно отмечаться, и помощи долго не находила. Сегодня атмосфера совсем другая, сотрудники кадрового центра приняли активное участие в моей судьбе, учли семейную ситуацию – у меня двое детей, значит, нужна такая работа, чтобы и детям могла уделять внимание, и реализовать себя в профессии. Мне предложили заняться репетиторством в качестве самозанятой, помогают оформить бизнес-план, а затем приобрести ноутбук для качественного преподавания. Для решения всех этих вопросов выделили личного консультанта. Вижу реальную заинтересованность, поддержку и желание мне помочь. И я отвечаю доверием.

В рамках реализации национального проекта «Кадры» в Светлограде начал работу обновленный кадровый центр «Работа России», перешедший от традиционной модели бюро по трудоустройству к формату центра карьерного роста и комплексной поддержки. Новые центры кардинально меняют подход к работе с соискателями. Их задача — не просто зарегистрировать безработного, а стать персональным навигатором на рынке труда для каждого клиента.

Результаты говорят сами за себя. Сроки трудоустройства сократились на 26%. Растет удовлетворенность граждан услугами, оценка достигает 4,81 балла из 5. С начала года в крае трудоустроено около 8,5 тысячи человек. Работу нашли 45 участников СВО, трудоустроено более 380 инвалидов. Новые профессии или дополнительные квалификации получили 280 человек. В Краевом кадровом центре подчеркивают: открытие модернизированного центра в Светлограде – еще один шаг к созданию в Ставропольском крае современной, клиентоориентированной системы занятости, где каждый житель может получить не просто работу, а перспективу профессионального и личностного роста.

«Навигатор на рынке труда Ставрополья»
Газета «Ставропольская правда»
24 декабря 2025 года