11:54, 12 декабря 2025 года

В Ставропольском театре состоится премьера постановки «Царевны-лягушки»

Совсем скоро юные театралы Ставрополя смогут встретиться с любимыми сказочными героями в новой премьере Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова: постановку знаменитой «Царевны-лягушки» завершает творческий коллектив под руководством заслуженного деятеля искусств России режиссера Валентина Валентиновича Бирюкова. Сегодня он гость «Ставропольской правды».

- Валентин  Валентинович, многие театралы давно с любопытством посматривают на афишу театра с того времени, как в ней появилось это название – «Царевна-лягушка». Интересен выбор материала: очень уж известная сказка, много раз использовавшаяся и в кино, и в театрах…

- Сказка – удивительный жанр, с одной стороны, кажется, ну чего там особенного можно сделать? А с другой, этот материал требует много фантазии и от постановщика, и от всей команды. Нужно сделать очень много разных оригинальных придумок, чтобы, во-первых, это было интересно детям, но еще более важно, чтобы было интересно молодым бабушкам и дедушкам, папам и мамам, которые приведут ребят в театр…

- Которые уже столько раз перечитали эту сказку своим детям и внукам…

- Да, и которые могут сказать: да ну, что там смотреть… А вот если заинтересуем эту часть публики, можно быть спокойным за судьбу спектакля. Что касается ребятни, она, конечно, прежде всего смотрит на чудеса, на внешние сценические эффекты, а вот взрослый зритель анализирует – что полезного даст ребенку сказка в ее театральном выражении. Мне помогает в этой работе большой опыт, много лет я был практически постоянным постановщиком детского репертуара в нашем театре. Вспоминаю слова прежнего главного режиссера театра Алексея Малышева: он, признанный мастер, говорил, что не умеет ставить сказки, а вот у Бирюкова этот жанр получается отлично! Он даже профессионально удивлялся: как тебе это удается?! Между прочим, «Царевну-лягушку» я ставил четверть века назад! С молодым актерским составом того времени, который сегодня уже составляет основной костяк труппы.

- В общем, пора обновить любимую сказку для новых поколений зрителей и актеров.

- Могу сказать, что сегодняшняя постановка будет сильно отличаться от прежней. И это нормально, учитывая сегодняшние времена и изменившиеся настроения. Значительно переработана сама пьеса, у нас появится много новых сцен, которые сделают ее и глубже, и ярче. Понятно, что нынешних детей после их «жизни в гаджетах» чем-то удивить чрезвычайно сложно!

- Хотя сюжет сам по себе довольно богат на всевозможные приключения.

- Это верно, но ведь их надо и как-то подать зрителям, например, если герой по сюжету вошел в лес, а как этот лес показать на сцене в образах и живом действии? Современным детям, в чем-то инфантильным и избалованным этими пресловутыми гаджетами, детям, которые все видели и все знают, им вроде бы уже ничего и не нужно, а мы пытаемся сказать нечто очень важное. Главное, чтобы они поняли: достичь какой-то цели человек может только собственными силами и совершенными поступками, не ожидая чего-то готовенького, «халявного». Наша задача – облечь эти мысли в художественные образы, показать их в действии, в преодолении героями тех или иных препятствий. Для этого надо эффектно выстроить и сами эти препятствия, а в пьесе-инсценировке ничего этого нет. У нас герои преодолевают на своем пути бурные реки, опасные встречи с лесными разбойниками, и много чего еще приходится изобретать и придумывать. Потому что на сцене нужен праздник! Для этого я пригласил ростовскую художницу Наталью Пальшкову, с которой наш театр и я, как режиссер, сотрудничаем давно. Мы с ней сделали много по-настоящему интересных спектаклей. Она замечательный мастер сценического костюма, подготовке эскизов мы с ней, даже будучи в отпуске, посвятили буквально ежедневные обсуждения вариантов. Здесь в полной мере проявилась присущая Наталье творческая изобретательность.

- Художника можно по праву назвать соавтором режиссера-постановщика, к тому же и вам тоже изобретательность присуща, о чем хорошо знает ставропольская публика.

- А наряду с этим нужно было и оформление сцены подготовить совершенно особенное. В работе над этим спектаклем, признаюсь, мною двигало и личное желание порадовать собственную внучку, которой сейчас восемь лет, а этот возраст в сказки уже не очень верит, верит пока еще только в Деда Мороза.

- Ну Дед Мороз все-таки по-своему осязаем – он же подарки приносит!

- Ну да! Чувствую, что скоро настанет время, когда подросшая внучка уже сказку смотреть не станет, вот и хочу ее «Царевной-лягушкой» удивить. А она ведь придет на спектакль с папой, а мой сын – участник СВО, это уже представители другой очень важной для меня аудитории. Мы часто приглашаем в театр воинов с их детьми, а для них этот «культпоход» тоже особенный, надо видеть, как пережившие огонь, страдания, контузии, потери мужественные ребята в погонах с трогательным волнением переступают порог театра, знаю это опять же из личного семейного опыта. Приходят папы в военной форме, с наградами, ведут за ручку своих ребят – картина неописуемая по своим эмоциям… И вот этого особенного зрителя тоже хочется порадовать.

- Валентин Валентинович, а чем может нас удивить такой персонаж, как Лягушка? Откуда она вообще взялась среди сказочных героев?

- Наверное, ее взяли за такой внешне непривлекательный вид, она же воспринимается этаким примитивным созданием. А в сказке срабатывает эффект контраста, когда «ужасная» обитательница болот превращается в Василису Прекрасную. Любопытна и позиция героя, который мог бы после своего неудачного выстрела просто-напросто отказаться от невесты-лягушки, сказав отцу, мол, не получилось ничего… Он же почему-то ее пожалел… Вот психологическая загадка.

- Интересно все-таки, как современные дети отнесутся к этим загадкам.

- Мы для этого делаем все. Во-первых, большую заинтересованность проявляют актеры. Задача – не просто облачиться в костюм сказочного персонажа, а сделать в каждом из них характер, сочинить-домыслить ему судьбу, придумать только ему присущую пластику. Задача режиссера – включить актеров в этот творческий марафон, особенно накануне напряженных предновогодних и новогодних показов. Не случайно над спектаклем работает два актерских состава. Могу сказать, что репетируют актеры с удовольствием, стали полноправными участниками создания спектакля. Нашими общими стараниями в спектакле наметились очень интересные характеры, преобразились и Баба-яга, и Кащей… Ну вроде бы, что можно нового сказать о Кащее – нарисовать привычный скелет на костюме?! А мы придумали совершенно непохожего Кащея – эдакого железного рыцаря, огромного супермена, которому все-все доступно и дозволено. Так что наш Кащей отнюдь не гремит костями, не-ет, на сцену выйдет двухметровая махина, которую еще надо победить. И Баба-яга у нас – дама с судьбой, которую не старят годы, она не сдается времени, хотя и очень одинока по жизни. Она вовсе не олицетворяет зло, а сама немало пережила…

- …Но никто ее не любит, бедную…

- Вот-вот! Ей так хочется тепла и ласки, а ее заставляли гадости делать людям. А она не такая! Мы для нее даже специально лирический романс придумали! Вот поэтому актеры с удовольствием репетируют, вживаются в эти неожиданные яркие характеры.

- Значит, зрителю ждать от «Царевны-лягушки» не только интригу сюжетную, но и интригу характеров?

- Конечно! Все действие разворачивается в главном ключе: герой сказки Иван не просто так получает свою любовь, а через огромное преодоление всевозможных препятствий. Так что и нам самим все это интересно, и зрителя, надеюсь, увлечет. Опираемся на весь наш сказочный опыт, в числе моих прежних постановок – «Золушка», «Снежная королева», «Русалочка», «Садко»… Мой режиссерский подход неизменно очень серьезен, каждую сказку репетирую с той же мерой ответственности, что и Шекспира или Чехова… Надо помнить, что на детские спектакли с ребятами приходят взрослые, все вместе они – требовательная публика! Состоящая уже из нескольких поколений – когда-то на мои сказки приходили те, кто сегодня уже своих внуков приводят, вот сколько народу выросло на нашем сказочном репертуаре. Кстати, и вся наша команда это понимает, трудится с большой ответственностью и вдохновением, в том числе музыкальный оформитель, балетмейстер, костюмеры…

- Традиционный вопрос – ваши дальнейшие режиссерские планы: есть, наверное, новые задумки?

- Есть! Желаний масса, а вот драматургического материала, к сожалению, не хватает. Хочется найти свежую современную пьесу, но пока по-прежнему много той самой чернухи, к ней душа моя не лежит. Не случайно ведь мы в последние годы обращались к ранее шедшим постановкам, проверенным временем, – «Ночные забавы», «Звезды на утреннем небе», «Семейная кадриль», «Крыша поехала»… Все это такой материал, в котором есть живой человек, есть чувства, есть то, что всегда было и остается близким зрителю… Это московские театры могут ставить что им угодно, там публика «съест» все, у нас так нельзя, наш зритель другой, чуткий, честный. Мы это всегда помним и учитываем. Классика, конечно, выручает, но и ее надо ставить по-своему, не как «учебное пособие». Да и не может быть в репертуаре слишком много классики. Если и ставить ее, то лишь тогда, когда увидишь в произведении что-то действительно способное и взволновать сегодняшнего зрителя, и вдохновить актеров. Не понимаю такой позиции, когда режиссер руководствуется только своим «я так хочу». Ты можешь хотеть все что угодно, но ведь работает театр для зрителя, а не для себя.

- Ну если режиссер Бирюков после некоторого перерыва вернулся в сказочный жанр, может, надо и в этом направлении двигаться дальше?

- Поживем – увидим. Пока находимся в предвкушении первых показов «Царевны-лягушки». Это же так далеко от популярных ныне смешариков и современных ужастиков!

- Ну и наше русское страшилище в виде лягушки должно зацепить ребятню, тем более что она же все-таки царевна!

- На нее вся надежда! А еще мы верим в нашего зрителя и желаем ему новых добрых впечатлений.

«Кто полюбит бедную Бабу-ягу?»
Газета «Ставропольская правда»
12 декабря 2025 года