10:32, 1 декабря 2025 года

В Пятигорске открылась выставка, посвященная знаменитому фотографу прошлого

Его по праву называют легендарной личностью Кавказских Минеральных Вод, потому что замечательный фотограф конца ХlХ – начала ХХ веков Григорий Раев навсегда вписал свое творчество в историко-культурное наследие курортного региона, да и всего Ставрополья. Памяти великого мастера светописи посвящена выставка, открывшаяся в Пятигорском Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова.

С именем Григория Ивановича Раева (1863-1957) неразрывно связана вся история этого музея, в фондах которого бережно хранятся бесценные снимки, отображающие несколько важных периодов жизни лермонтовских мест, Кавминвод, многих уголков Северного Кавказа. Расцвет «светописи», как называли фотоискусство в XIX веке, стал возможен в том числе благодаря трудам и таланту этого выдающегося человека.

Пятигорчане гордятся тем, что Г. Раев родился именно в их городе, а фотографическому делу обучался у здешнего признанного мастера А.К. Энгеля. Истинный художник в душе, Григорий Иванович много путешествовал, впитывая в себя образы мира. И где бы ни оказался – в Крыму, Азии, за границей – отовсюду привозил с собой непревзойденные профессиональные фотоснимки, считающиеся сегодня уникальными раритетами.

Отдыхающая на курортах публика, да и жители Кавминвод быстро оценили возможности фотоателье, которые Раев открыл в Пятигорске и Кисловодске. От заказов не было отбоя, при этом Григорий Иванович всегда оставался человеком, увлеченным творчеством, на своих снимках он запечатлел прекрасные пейзажи, восхищают и его многочисленные архитектурные зарисовки, и выразительные портреты современников. Большим спросом пользовались изданные им более полутора тысяч разновидностей открыток с видами Кавказа.

Поэтому не удивительно, что Григорию Раеву посвящено много исследовательских и популяризаторских статей, книг. Особые отношения связывали мастера светописи с музеем «Домик Лермонтова», памятными лермонтовскими местами Пятигорска. Сам Раев писал: «Любовь к Лермонтову у меня появилась в юношестве; мой отец (отчим) то и дело таскал меня по лермонтовским местам». Мы же сегодня благодаря трудам Раева можем узнать, какими были эти места в конце XIX – начала XX в. В 1878 г. вместе со своим учителем Раев отыскал предполагаемое место дуэли М.Ю. Лермонтова на Машуке, таким образом они первыми отметили это место, поставив памятный знак из камня. Тогда же по просьбе Энгеля Раев делает снимок «Домика Лермонтова», впоследствии снимок домика будет растиражирован на открытках.

В 1889 г. состоялось открытие памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске. Этот день был запечатлён А. К. Энгелем и Г. И. Раевым: оба поднялись на звонницу Спасского собора, откуда сделали видовые фотографии исторического события.

Музейщики Пятигорска трепетно хранят память о Григории Раеве, ведь он был в числе основателей музея «Домик Лермонтова», став, по сути, первым хранителем, а также одним из первых попечителей и дарителей. Кстати, именно фотоснимки Раева составляли большую часть экспонатов первой экспозиции «Домика». А еще Раев неутомимо занимался и поиском экспонатов для музейного фонда. До 1940 г. Григорий Иванович был нештатным фотографом музея. Среди экспонатов нынешней выставки есть раритетные архивные альбомы, рукописные заметки и впервые выставленные публично фрагменты воспоминаний Раева, написанных им в глубокой старости. Посетителей ждут захватывающие рассказы фотомастера о встречах с поэтами Серебряного века, впечатления от путешествия по живописным местам Кавказа.

Творческое наследие Г.И. Раева насчитывает десятки тысяч фотоснимков, которые хранятся в музеях мира и частных коллекциях. «Этот выбор был для меня счастливым. Он определил мою дальнейшую судьбу» – писал Раев в своей автобиографии. Романтик по характеру, он в то же время сумел идти в ногу с прогрессом, успешно освоив новые для его эпохи технологии «светописи» и сделав фотографию искусством.