20:12, 16 июня 2025 года

Самобытный творческий наив предстает в персональной выставке Александра Носова в Ставрополе

В эти дни несомненным интересом пользуется довольно необычная выставка, которую Ставропольский краевой музей изобразительных искусств предлагает посмотреть в зале музея на проспекте Карла Маркса, 76. Персональная выставка наивного живописного искусства Александра Носова, самобытного художника из города Изобильный, удивляет уже самим своим названием — «Борода Иванович. Колхозная, 12». Борода Иванович – так с юмором называет себя автор этих картин.

Работы Александра Ивановича в стиле наивного искусства – это такая жизнерадостная, искренняя живопись, пронизанная солнечным светом, волей и фантазией автора населенная чудесными фольклорно-поэтическими образами людей, животных, ландшафтов. Здесь беззаботно скачут зайцы и собаки, щурятся коты, кудахчут озабоченные куры, бегут по своим делам лошади и коровы, а на снегу… представьте себе — цветут подсолнухи. Не трудно заметить, что есть у художника два любимых цвета — подчеркнуто яркий, сочный ультрамарин и обжигающий желто-огненный. И начинает казаться, что эти картины буквально источают по-домашнему доброе тепло.

Музейщики, организовавшие эту выставку, называют творчество «Бороды Ивановича» наивным космосом, и это вовсе не кажется искусствоведческим преувеличением. Перед нами действительно открывается целый мир красок, эмоций, трогательная бесконечность воображения. А ведь поначалу, рассказывают, сам А. Носов относил себя к художникам-реалистам, но постепенно его стиль все-таки оформился в духе наивного направления, гармонично соединив яркий колорит, дерзкий вымысел, конкретную реальность и восторженный взгляд на то, что мы привыкли называть обыденностью. Именно это искусство Александра Ивановича Носова не только получило популярность у публики, но и было высоко оценено на многочисленных художественных выставках и фестивалях.

Как известно, еще в конце XIX века некоторые ведущие европейские художники в поисках новых источников вдохновения начали эксперименты с наивным искусством. Например, Поль Гоген специально удалился от цивилизации, чтобы на Таити увидеть мир свежим взглядом и показать жизнь «глазами дикаря». В этом был и эффектный смысл, и несомненное творческое продвижение. В России первым из таких смельчаков стал живописец и график, выдающийся деятель авангарда Михаил Ларионов. В 1913 году он впервые представил публике работы грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани, написанные на… простых клеенках, снятых с трактирных столиков. Невиданная доселе творческая манера произвела сногсшибательное впечатление.

Александр Носов начал создавать свои необычные картины в 70-х годах прошлого века на… кусках фанеры и ДСП, которые находил порой буквально под ногами на улице. А уже в 90-е годы живописца-самоучку разглядела и поддержала директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, которая, по сути, открыла Носову дорогу в мир искусства. Сегодня Александр Иванович – единственный в крае художник наивного искусства, завоевавший международное признание. За плечами художника более 15 персональных выставок, а самая первая состоялась в далёком 1999-м именно в Ставрополе. На открытии нынешней выставки в изомузее супружеской чете Носовых в зале были отведены почётные места. Александр Иванович и Алевтина Васильевна вместе уже 55 лет, и успехи мужа – это постоянная поддержка заботливой супруги. Недаром её портрет красуется рядом с автопортретом художника в центре экспозиции. А всего здесь представлено более 60 работ А. Носова из домашней коллекции автора и фонда музея.

Уникальный дар и мастерство изобильненского живописца вдохновили графического дизайнера, члена Союза художников России, сотрудника музея Сергея Бобылева на создание книги «Люди, животные, виды и мифология Александра Носова». Замечательный труд издан изомузеем при поддержке министерства культуры Ставропольского края. Презентация книги стала ещё одной интересной главой открытия персональной выставки художника. Известно, Ставропольский изомузей наряду с выставочной успешно ведет последовательную издательскую деятельность.

Как показывает время, налицо - растущий интерес публики к наивному направлению. Зритель ценит индивидуальность стиля художника, его по-детски открытый и оттого как-то особо честный взгляд на жизнь. Автора нынешней персональной выставки не случайно называют человеком светлой души, а его картины радуют взгляд мощной позитивной энергией, напитавшись которой зритель выходит на улицы суетного города со счастливым ощущением полноты бытия и оптимизма.