19:17, 13 мая 2025 года

Об истории появления платка говорили на «Добрых встречах» в селе Дивном на Ставрополье

В Дивном год назад появился клуб по интересам «Добрые встречи», созданный при центральной библиотеке. Придумала и возглавила его Лариса Ковалёва.

Очередное недавнее его заседание было посвящено главному головному убору женщин – платку. И вот словно в старинные времена в зал пожаловали разудалые коробейники с музыкой, песнями, разложенными на лотках разноцветными шалями. Выбор был большой, и участницы праздника быстро нашли себе наряды по душе.

Собравшиеся узнали историю появления платка, которая отсылает нас в каменный век. В пятнадцатом веке в Индии началось производство первых шалей, ткали их из тончайшего шелка с причудливыми узорами. И пользовались они у модниц всех возрастов и всех времен невероятным спросом.

Едва зазвучала восточная музыка, на импровизированной сцене появилась почти настоящая индианка в национальном одеянии, на лбу – бинди (красная точка, которая считается сакральной защитой у верующих). Исполнив индийский танец, активистка клуба Светлана Фаюстова рассказала красивую легенду о том, как зародилась мода на сари.

А у другого вольного племени - своя мода. Следующая артистка, Любовь Скрябина, исполнив цыганочку с выходом, рассказала о традиционной для этого народа косынке дикло.

Истоки русского платка теряются в двенадцатом веке. Почти 500 лет главным головным убором был убрус – этакое двухметровое полотнище шириной 50 сантиметров. В разных областях он назывался по-разному: полотенце, ширинка, наметка, подширье, фата. Один конец убруса украшался шитьем, вышивкой из шелка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Вместо убруса носили и другие головные уборы: кику, сороку, кокошник. Православная традиция всегда требовала, чтобы женщины появлялись на людях с покрытой головой, выйти из дому простоволосой считалось недопустимым.

Мода на шали появилась во времена Наполеона, когда он прислал из похода своей Жозефине кашемировую шаль. Презент так понравился императрице, что она довела свою коллекцию до 400 штук.

В России шали стали изготавливать в XVIII веке, более всего славилась павловопосадская продукция, на которой расцветали яркими красками розы, георгины, ромашки, лилии, тюльпаны и другие чудеса природы. Сейчас Павловский Посад выпускает около 400 видов платков из шерсти, хлопка и шелка. На плечах большинства участниц программы красовались именно они.

Конечно же, не обошлась встреча без танцев, песен и игрищ. Хозяева и гости водили хороводы, играли в ручеек, пели романсы и частушки, читали стихи.

А еще на празднике были особые гости. Вернее, гостьи. Это Зухра Абдуллаева вместе со своими юными танцовщицами из дивенского ансамбля «Муги». Назван он так в честь старинного села, родины многих апанасенковских даргинцев. Девочки исполняли традиционные танцы, а их руководитель рассказала о национальном даргинском платке гурбенди – зимой теплом, летом прохладном, очень красивом, словно отражающем картинки райской жизни. Между прочим, народный промысел изготовления этих платков в 2014 году на сессии ЮНЕСКО был внесен в список нематериального культурного наследия человечества. Это не просто красивая вещь, а настоящая энциклопедия множества символов и знаков, читать и понимать которые учились многие поколения.

Кстати, о преемственности поколений. Зухра принесла с собой свои семейные реликвии – платки, возраст которых 150-200 лет: свадебный, каждодневный, праздничный. Конечно, всем интересно было посмотреть на настоящий раритет.

Между тем пришла очередь узнать о роли платка в казачьих семьях. Казачкам считалось позором появляться на улице с непокрытой головой, о таких говорили «опростоволосилась». Дома обязательно надевали платок при приготовлении пищи (кстати, у меня вызывают удивление разного рода кулинарные телешоу, где участники игнорируют головные уборы). Среди разнообразия казачьих женских головных уборов особое место занимает зануздалка, или куталка, которая защищала лицо от пыли, ветра и зноя. Носили их на работу – на сенокос, молотьбу, на пашню, и кутались так, что видны были только глаза.

Нашлось на празднике время и для мастер-класса. Большая мастерица в этом деле Светлана Фаюстова. Ловким движением рук она показала, как из платка сделать ожерелье, нарядный бант или шарфик, создать образ гоголевской Солохи, а мужчинам обрести бандану.

Еще одна гостья праздника, Сания Попова, продемонстрировала свой национальный головной убор – тахью, это туркменская тюбетейка. Есть такие экземпляры, которые можно считать настоящим произведением искусства. С давних времен люди верили, что тахья оберегает их от болезней, сглаза и зла. Новорожденному ребенку надевали ее уже через несколько дней. Девочкам положено было носить ее до самого замужества, после свадьбы свекровь снимала с невестки тюбетейку и повязывала яшмак, который закрывал не только волосы, но и нижнюю часть лица.

Под конец встречи все участники приняли приглашение к танцу. В общем интернациональном хороводе подружились разные традиции и мелодии, было очень светло на душе от этого калейдоскопа шалей, гурбенди, яшмаков, кокошников, от единения разных культур и, по большому счету, человеческих душ.