Ставропольский скульптор рассказал о тонкостях своего ремесла
В Ставропольском музее-усадьбе художника-академиста В.И. Смирнова открылась выставка «Метапространство». Это компактная, камерная экспозиция, в которую помимо картин ставропольского художника Александра Сытникова вошло несколько работ местного скульптора Ивана Кисличенко.
Накануне мы поговорили с ним о том, что хочет сказать автор, создавая свои творения, как сочетать пустоту и форму, чем гранит лучше пластика и как фильмы Кубрика могут подстегнуть воображение при создании новых работ.
- Участие в выставке - это способ выразить свое творческое «я»?
- Это возможность продемонстрировать очередной этап своей творческой деятельности. Художнику необходимо выставляться, потому что нам нужна связь со зрителем. Важно видеть восприятие своих работ, какие они взывают эмоции, мысли и мнения. Любая выставка имеет свою тематику, нужно вписаться в ее концепцию и при этом умудриться продемонстрировать именно свое видение мира. Конечно, на выставке - место некоммерческим, творческим вещам. По ним и судят о художнике: насколько он оригинально мыслит, раскрепощен и мастеровит.
Это не первый опыт сотрудничества с Александром Сытниковым. Мы уже делали с ним совместную экспозицию в Выставочном зале краевого отделения Союза художников России. И вот снова Александр предложил мне поддержать его, разбавить моими работами пространство, состоящее из картин с пейзажами.
- В чем, по-вашему, сила скульптурного искусства?
- Благодаря скульптуре можно понять, что именно интересовало людей в ту или иную эпоху, какие эталоны красоты существовали, какие люди или события считались значимыми. В этом особая прелесть и привлекательность этого искусства - как для автора, так и для зрителей. Скульпторы - мастера, придающие дереву, металлу, камню и другим материалам трехмерные формы. Мы решаем творческие задачи объемно, заполняя пространство более полно, чем на плоскости. Вообще скульптура максимально приближена к архитектуре - и это, на мой взгляд, еще одно ее важное преимущество.
- Что повлияло на ваше решение стать скульптором?
- Мне нравилось лепить с детства. Еще тогда мне напророчили, что я буду скульптором. В художественной школе лепил много и быстро, старался выполнять больше работ, чем требовала программа. В художественном училище я обучался по специальности «народные промыслы» - скульпторов в нем не готовили. Осваивал керамику. Но уже тогда понял, что мне нравится покорять материал - лепить, вырезать, рубить… Вот перед вами камень, и стоит задача оживить его. У меня это получалось, я изучал это искусство все глубже и серьезнее. Посещая занятия известного ставропольского скульптора Сергея Каравинского, я утвердился в своем решении быть скульптором. И потом, уже учась в академии в Санкт-Петербурге, оттачивал мастерство, искал и развивал творческие идеи.
- На ком вы учились, кто вдохновляет вас из художников?
- Обычно художники стартуют в искусстве с копирования классики. На вершине моего пантеона мастеров возвышается Микеланджело. Мало кто может сравниться с ним по влиянию на мировую культуру. Это поцелованный Богом мастер, создатель эталона скульптурного искусства. Высоко ценю американского скульптора и дизайнера Исаму Ногучи: несмотря на разные эпохи, стили, креативные подходы, он очень близок к гениальному итальянцу благодаря деликатному и филигранному отношению к материалу. Не перестаю восхищаться творчеством античного скульптора Фидия и мощной монументальностью, яркостью образов ученика Родена - Эмиля Бурделя. Полагаю, заметный след в искусстве ХХ века оставили работы Марино Марини: его танцовщицы, акробаты и всадники при всей их статичности и грубости получались необычайно выразительными. И еще я вдохновляюсь произведениями британского гениального мастера Генри Мура. Он искусно сочетает формы и открытые пространства.
- Как происходит создание скульптуры?
- Творчество - чаще всего непредсказуемый процесс. Возникает какая-то идея, какая-то случайность или преследующий образ, и потом они реализуются. Бывает, лепка напоминает баловство. Генри Мур опирался на образы, взятые из природы, окружающего мира. Он мог спонтанно набрести на какую-то идею, формируя ее во время рутинной лепки с применением куриной косточки. Я тоже иногда пытаюсь создавать образы, используя раковины, коконы, коробочки для семян, кости животных - это простые долепленные формы, из которых впоследствии может родиться оригинальная творческая концепция.
- Вы любите экспериментировать с новыми материалами или ориентируетесь на уже опробованные?
- Эскиз леплю из глины или пластилина. И уже в ходе работы над эскизом может прийти озарение - из чего лучше всего изготовить произведение. Я одну и ту же работу могу выполнять из разных материалов, пробовать, додумывать. Если нужно делать тонкие вещи и важны детали - годится мрамор. А вот наш ставропольский ракушечник рыхлый, зато подходит для обтекаемых, условных форм, и фактура у него прекрасная. Гранит справедливо отождествляется с чем-то мощным, основательным и монументальным. Керамика может быть разной - например, изящной, как фарфор. Металл при всей его прочности успешно применяется при изготовлении тонких форм.
Конечно, я не зацикливаюсь на чем-то одном, но с пластиком я работаю меньше. Природные материалы как-то благороднее. Нравятся бронза, дерево, камень, металл!
- Иван Анатольевич, какой из своих работ вы гордитесь более всего?
- Завершение каждой работы - это как преодоление себя. Например, режиссер Кубрик снял не так много фильмов, но каждый из них знаковый, это блестящие решения новаторских идей. Настоящее искусство - это окно, которое открывает новый мир, поэтому важно оставить место для фантазии зрителя.
Посещая кинозал, концерт, выставку, зрители задаются вопросом: что хотел сказать художник? Но, возможно, он ничего не хотел сказать - ему просто нравится какой-то образ. И на самом деле его очень волнует, какая у людей реакция на его произведение, какие ассоциации и чувства оно вызывает, что думают и говорят о нем люди.
А что касается моих работ… Ведь запоминаются, как правило, самые первые и недавние работы. Хотя на самом деле я дорожу многими из них. Например, «Мать и дитя». Это женская фигура, держащая младенца.
- Перекликается со знаменитым циклом работ Генри Мура…
- Да, и я пытался минимальными средствами рассказать историю, показать значимость и возвышенность материнства. Комбинировал материалы, используя белый мрамор, ставропольский ракушечник и травертин (известковый туф). Создавая эту скульптуру, следовал принципу лаконизма. И вообще стремлюсь придерживаться его во всех своих работах. Лаконизм - очень хорошее и важное качество для творцов.
И еще я очень люблю не конкретные свои работы, а те, что изготовлены из моего любимого материала - бронзы. Мне доставляет огромное удовольствие процесс создания скульптур из этого металла.
- Какие из ваших скульптур, украшающих улицы городов и сел края, вы могли бы назвать своими любимыми?
- Очевидно, это скульптура поэтессы Валентины Слядневой, установленная в Ставрополе. Еще бюст героя-разведчика Георгия Косенко - это совместный проект с Российским военно-историческим обществом. Пожалуй, в этих работах учтен весь мой накопленный опыт работы над монументальными творениями. Назову также Звезду к 70-летию Победы, установленную у здания Следственного управления…
- Общеизвестно, что современная городская скульптура - своеобразное продолжение архитектуры. Считаете ли вы, что городская среда нуждается в дополнении скульптурами? Как это видите в идеале?
- В центре Ставрополя есть арт-объекты: руки, держащие сердечко; зеленый медведь у «Ангела». С одной стороны, неплохо, что они дополняют городскую среду, но с другой - они более уместны в парке, по соседству с аттракционами.
Наш город не самый древний. В нем не так уж много исторических объектов и старинных памятников. Мы придем к тому, что будем дополнять городской ландшафт современными красивыми скульптурами. Особенно в новых кварталах. Но и тут важно не переборщить.
Надо стремиться к гармонии между средой и арт-объектами. Ведь скульптуры, памятники - это культурный пласт современности. Искусство должно точно отображать время, в которое создаются произведения.
Досье «СП»: Иван Кисличенко родился в 1988 году в селе Александровском. В 2007 году окончил отделение «народные промыслы» (керамика) Ставропольского краевого художественного училища. В 2014 году получил диплом с отличием Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица по специальности «монументально-декоративное искусство».
С 2017 года - член Союза художников России. Преподает в Ставропольском краевом художественном училище с 2018 года. Участник многих международных и российских выставок и конкурсов, среди которых Международная выставка «Форма. Пространство. Человек» (г. Санкт-Петербург, 2013 г.); Международный конкурс «Искусство рисует путь мира» (г. Париж). Первая премия в номинации «Скульптура» за работу «Связь» (2021 г.); Международная биеннале современного искусства Кавказа (г. Москва, 2022 г.); XIV Всероссийская художественная выставка «Россия» (г. Москва, 2024 г.).
30 марта 2024 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
