14:16, 26 марта 2024 года

Приуроченная к Году семьи выставка открылась в Ставропольском музее изоискусств

К Году семьи приурочена выставка «Жизнь в цвете», которая открылась в краевом музее изобразительных искусств. Это история о родительской любви, творческой преемственности и об оригинальном видении мира – символизме и мифологии, воплощенная в художественном текстиле и графике.

Экспозицию составили более 50 предметов из фондов музея и семейной коллекции. Все это пестрое жанровое собрание создано за 20 лет мамой и дочерью – феноменальными ставропольскими мастерами Ольгой Черничкиной и Евгенией Васильевой, которой, увы, год назад не стало. Концепция выставки – дань памяти Евгении, тонкому графику и искусному декоратору интерьера, педагогу Ставропольского краевого художественного училища. И, безусловно, это наиболее полное отражение ее плодотворной творческой деятельности в обрамлении нескольких совместных работ и произведений Ольги Васильевны.

Экспозиция знакомит зрителей с изумительными произведениями семейного дуэта, чье творчество охватывает разные техники лоскутного шитья. Эти техники, известные еще с древних времен как пример рутинного женского рукоделия, а сегодня модно именуемые пэчворком и квилтингом, – яркий и многообразный вид современного искусства.

- Пэчворк – это изделие из лоскутов, которые сшиваются по принципу мозаики в цельное изделие. А если верхнее полотно, сшитое из крошечных тканых фрагментов, соединяется ручными или машинными стежками с нижним полотном-подкладом – это квилт, - объясняет ученый секретарь краевого музея изобразительных искусств, куратор выставки Ольга Бендюк.

Продекларированную инициаторами выставки жизнь в цвете, воплощенную в виде панно, стеганых одеял, авторских кукол и прочей фееричной мозаики из тканей, предваряет портрет Евгении – «Девушка с веером» ставропольского живописца Александра Сытникова. Они оба учились в Ставропольском краевом художественном училище, а позднее вместе преподавали в альма-матер.

Любопытная череда текстильных композиций, состоящих из сотен разноцветных узоров, миниатюрных деталей, всяческих микроскопических квадратиков, треугольников, ромбов, начинается со стеганого одеяла «Красный угол». Эта работа, словно камертон, задает тональность и настроение экспозиции, в которой превалирует излюбленная тема Евгении – древнеславянская культура, обряды, сказания и мифы.

Далее следует яркое полотно «Из России с любовью», вызывающее светлые эмоции и одновременно – восхищение дивным красочным, сочным орнаментом, который сродни колориту и традициям знаменитых павловопосадских платков. Текстильный триптих «Купала» аллегорически передает мотивы древних времен и словно оживляет исконные обряды в сопровождении хороводов, песен и игр. Пронзительно воссоздают старинные предания, подхватывая народную тему, произведения «Подсолнух» и «Русское узорочье».

Буйством красок, солярными символами поражает пэчворк «Квазар». А на полотне, созданном в 2023 году и носящем название «Деревенское счастье», внимательный зритель разглядит россыпь из милой аппликации – сов. Надолго не отпускает от себя полный простодушного юмора (и, несомненно, мастерства) диптих «Шкура неубитого медведя». На полотне узоры затейливо сплетены из изображений даров природы – листьев, цветов, ягод. Приковывает к себе внимание и очень колоритная работа «Любо!». Ее название неслучайно: автора при создании этого стеганого панно вдохновили цвета флага казаков.

Но работы Евгении – это не только природа, древнеславянская мифология и милая пастораль. В цикле из пяти квилтов «Городские мотивы» заметны урбанистические акценты. А в триптихе «Бахчисарай» с помощью художественных приемов талантливо отражена ориентальная тема, магически передан дух Крыма, воспетый в бессмертном творении Пушкина.

Орнаментальные лоскутные композиции не всегда броские и яркие. Например, в монохромном «Равновесии» квадратное поле, расчерченное на четыре треугольника, изобилует различными полутонами черного и серого: от почти белого, серебристого до иссиня-черного. А в работе «Февраль» утонченная геометрия в пастельных тонах обогащена кружевными снежинками.

Выставка полна сюрпризов. Впервые зрители могут увидеть графические работы Евгении Васильевой. Они восхищают не только колоритом, экспрессией и техникой, но и своей пронзительной энергетикой.

- В диптихе «На Ивана Купала» заложена метафора: первозданность природы, единение с ней народов, населяющих Древнюю Русь. Показана сила стихии огня и стихии воды. А вот в работе «Ветры пустыни» очевидна тяга к восточной экзотике. Цветовая гармония и орнаментика этого триптиха транслируют чувственность красавиц из дальних стран, где воздух пропитан редкими пряностями. В общем, это восточная мелодия, исполненная изобразительными средствами, - рассказывает хранитель коллекции «Современная графика» музея Александр Колбасников.

Разнообразным произведениям Евгении ассистирует художественный текстиль Ольги Черничкиной. Среди них – оптимистичное «Диско», «Наутилус» со спиралевидным узором и аппликацией в виде морских раковин, овеянное тайной и духом венецианских карнавалов произведение «Спектакль окончен».

Важная точка притяжения экспозиции – коллаж из пэчворка, лоскутных половиков и небольших объемных фигур. Три работы – шелковые «Павы» – созданы мамой и дочерью. «Мы делали этих павлинов вместе. С шелком работать непросто. Это очень трудоемкий процесс, требующий больших усилий и сосредоточенности», – поясняет Ольга Черничкина.

Следуя от полотна к полотну, убеждаешься, что залог успеха произведений семейного дуэта не только тонкий эстетический вкус, полет фантазии и превосходная ремесленная сноровка, но и титаническое упорство и усидчивость. И, безусловно, каждое творение заряжает жизнелюбием и оптимизмом. Посетители выставки уверяют, что чувствуют особое тепло и доброту, исходящие от представленных произведений.

- Экспозиция получилась яркой и жизнерадостной. Такой, какой и была сама Евгения Васильева, - заключает Ольга Бендюк.

Сергей РЯБЧИКОВ
«Гармония вдохновения, геометрии и упорства»
Газета «Ставропольская правда»
27 марта 2024 года