15:15, 9 февраля 2024 года

Ставропольцы продолжают верить телефонным мошенникам

Уже первая неделя февраля отметилась неутешительной статистикой. По данным ставропольского главка МВД, жители края, пострадавшие от действий мошенников, лишились в общей сложности более 55 миллионов рублей. Неделей ранее – сумма не менее впечатляющая: 37 миллионов. Ставропольцы, к сожалению, верят обещаниям незнакомцев о легких и больших заработках и тревожным историям про безопасные банковские счета, куда надо якобы срочно перевести все сбережения…

Печальные истории

Несколько недавних случаев. Так, 36-летняя жительница Ставрополя рассказала в полиции, что откликнулась в интернете на объявление о заработке с помощью букмекерских ставок на спорт. Позже с ней связался неизвестный, с которым она обговорила все детали, а затем в качестве первого вложения перевела злоумышленнику на счет около миллиона рублей. Аналогичная по размеру потеря у 38-летнего ставропольчанина: не сбылась его мечта о выгодном инвестировании, деньги осели на счетах аферистов.

А женщина 55 лет из Ставрополя и вовсе общалась с неким «инвестиционным аналитиком» около месяца. За это время на неизвестные счета утекло порядка 7,5 млн рублей – часть из них потерпевшая заняла в банке. Но баснословная прибыль от торгов на биржевой платформе так и осталась незримой.

Не обходится полицейская статистика и без уже ставших классическими историй о безопасных счетах. Жительнице Невинномысска в течение нескольких дней поступали звонки от неизвестного, который представлялся сотрудником банка. Он сообщал, что мошенники, используя данные женщины и ее мужа, пытаются списать деньги с их счетов, и для пресечения противоправных действий рекомендовал все сбережения перечислить на якобы безопасный счет. Семейная пара лишилась более 1,1 миллиона.

В спешке

Телефонное и интернет-мошенничество остается острейшей проблемой, констатируют в Региональном центре финансовой грамотности СК. Основным инструментом злоумышленников является социальная инженерия.

«Злоумышленники быстро подстраиваются под актуальную новостную повестку, часто пытаются запугать жертву, например, под предлогом попытки оформления кредита на данные гражданина или уголовного преследования», - рассказывает координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко.

Самый простой и действенный способ обезопасить свои сбережения от мошенников – не отвечать на звонки с незнакомых номеров, особенно в мессенджерах и социальных сетях. А если разговор уже начат, не следуйте послушно инструкциям неизвестных (кем бы они ни представились!) о переводе денежных средств на некие счета и мобильные номера. Самостоятельно уточните информацию, например, обратившись в банк по официальному номеру телефона, призывают ставропольские правоохранители.

«Главный расчет мошенников – не дать времени на размышления. Если человек на другом конце провода говорит быстро, использует сложную терминологию и сообщает о списании средств с карты или оформлении кредита – сразу прерывайте разговор и перезванивайте в банк. Телефон «горячей линии» указан на вашей банковской карте и на официальном сайте банка. Специалисты спокойно, без спешки обсудят ситуацию, при необходимости заблокируют счет и примут все необходимые меры для защиты ваших сбережений», - говорит заместитель управляющего Ставропольского филиала ПСБ Дмитрий Корякин.

Противодействие

Суммы потерь остаются существенными, однако сложно представить, каковы были бы их масштабы без ответных защитных мер со стороны государства – контрольно-надзорных и правоохранительных структур, финансовых организаций и мобильных операторов.

К примеру, в прошлом году удалось спасти 10,5 млрд рублей на счетах более 100 тысяч клиентов, фиксирует ВТБ. Мошенники пытались похитить средства клиентов банка 6,5 млн раз. «Основной методикой борьбы с мошенническими звонками стало отслеживание номеров и трафика злоумышленников и блокировка телефонных номеров у операторов связи. Этот процесс сейчас уже автоматизирован, что позволило ускорить блокировку номеров. Таким образом, число новых звонков от мошенников с уже скомпрометированных телефонных номеров сокращается», - уточняет управляющий ВТБ в СКФО – вице-президент банка Александр Дыренко. Впервые за четыре года тренд на рост мошеннических атак был сломлен, подчеркивают в банке.

А вскоре банки будут возвращать клиентам переведенные мошенникам деньги. Это будет возможно в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Такой закон был принят в прошлом году и вступит в силу 24 июня 2024 года. В нем также прописан двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод.

«Сейчас мы как раз формируем эту базу данных - «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Информацию о счетах, которые были замечены в цепочке мошеннических схем, мы получаем от банков и других операторов платежных систем. Там большое количество уникальных идентификаторов, в том числе данные о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Сведения из этой базы направляются во все банки, - комментирует управляющий ставропольским отделением Банка России Георгий Тикунов. - И если банк пропустит транзакцию на счет или пользователю, включенному в эту базу данных, то он будет обязан возместить ущерб жертве мошенников в течение 30 дней. Мы уверены, что новый закон повысит финансовую ответственность банков и усилит защиту людей от кибермошенников».

Кроме того, банки будут обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию тем лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД России. Сегодня сведения о так называемых «дропах» банки тоже получают из базы данных регулятора.

Знания - сила и безопасность

Важность повышения финансовой грамотности россиян и знание ими основных приемов финансовых мошенников уже неоспорима. Сегодня людям любого возраста, даже детям, важно знать о том, как распознать попытки аферистов завладеть деньгами или доступом к счетам.

На Ставрополье финансовое просвещение населения целенаправленно ведется с 2014 года. Реализованы две краевые программы по повышению финансовой грамотности, которые фокусировались на построении системы образования для детей и молодежи.

С этого года край начал работать в рамках недавно обновленной Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, рассчитанной до 2030 года. Ключевая мысль в том, чтобы базовые навыки правильного финансового поведения и финансовой безопасности стали естественными для граждан, стали частью общей культуры. Потому основная ставка сделана на работу с более возрастными категориями населения. На 2024 год уже разработан комплекс разнообразных мероприятий.

Банк России предупреждает также о новой схеме фишинговых атак, которые направлены на пользователей мессенджера Telegram. Результатом становится захват аккаунтов и Telegram-каналов.

Как это происходит? Пользователям приходят сообщения с аккаунтов, которые называются «администрация Telegram», «Служба поддержки», «Обновление», «Безопасность» и т. п. В сообщениях обычно говорится о «проведении масштабного обновления безопасности системы для защиты данных пользователей». Для подтверждения проверки системы безопасности пользователям предлагают перейти по фишинговым ссылкам.

Ссылки ведут на страницы, название которых незначительно отличается от официального сайта мессенджера Telegram. После перехода по фишинговым ссылкам вам предложат следовать инструкциям. Если выполнить их, то вы навсегда потеряете свой аккаунт или канал. Мошенники будут использовать его в своих корыстных целях: в частности, все ваши контакты наверняка ждет массовая рассылка с просьбой «срочно занять немного денег»…

При этом старые схемы фишинга по-прежнему актуальны. Например, пользователям в Telegram-каналах, чатах и личных сообщениях приходят просьбы проголосовать на каком-либо сайте за участников детских и иных онлайн-конкурсов. Если вы перейдете по ссылке и начнете «голосовать», то у вас запросят данные, которые позволят перехватить управление аккаунтом.

Для дополнительной защиты вашего аккаунта в мессенджере Telegram Банк России рекомендует установить двухфакторную аутентификацию в настройках мессенджера. Это пароль, без которого никто кроме вас не сможет подключиться к вашему аккаунту с другого устройства.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Не общайтесь с незнакомцами»
Газета «Ставропольская правда»
14 февраля 2024 года